Технология формирования зеленых навыков обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования зеленых навыков обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена. Дано описание педагогической модели по формированию зеленых навыков, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, состоящих из следующих блоков: мотивационного, процессуального, результативного и итогового. Приведено описание опытно-экспериментального диагностического обследования, которое дало возможность определить первоначальные и итоговые уровни сформированности зеленых навыков обучающихся. Описаны перспективы дальнейших исследований по совершенствованию процесса формирования зеленых навыков обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 324-335 |
УДК | 377.6 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_234 |
По мнению политических деятелей Г. А. Балыхина, Г. К. Сафаралиева и А. П. Бердашевича, в период медленного развития производственной сферы система образования была направлена на создание и развитие производительных сил общества. Был создан тип «образования на всю жизнь», которое должно было сформировать навыки и компетенции, необходимые человеку на протяжении его социальной и профессиональной деятельности [2]. Основная цель «образования на всю жизнь» состояла в формировании устойчивых профессиональных навыков.
Результаты опросов работодателей указывают на неудовлетворенность качеством современного профессионального образования. Это связано в первую очередь с отсутствием стратегирования в образовании. Сформировавшаяся система профессионального образования не способна к проектированию образа будущего специалиста. Таким образом, ориентируясь на те запросы, которые нужны производственному сектору в момент поступления студента, и проектируя образовательную программу под существующие потребности в настоящий момент времени, без прогнозирования будущего, на завершающем курсе мы получаем выпускника, компетенции которого не в полной мере соответствуют потребностям работодателя, поскольку среднестатистический период обучения 3 года 10 месяцев является значительным в современном быстро развивающемся мире.
В июле 2021 года Правительство Российской Федерации приняло критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации, разработанные для реализации целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, в которых определено соответствие проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.
Инициативы социально-экономического развития Российской Федерации следуют из целей устойчивого развития. Реализация инициатив социально-экономического развития будет осуществляться через проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) определяют требования к результатам освоения общих и профессиональных компетенций (ФГОС СПО), среди которых отсутствуют компетенции по формированию зеленых навыков [5].