Дата публикации: 01.10.2023

Особенности содержания индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных командных вузов

Аннотация

В статье с педагогической позиции раскрываются особенности содержания индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных командных вузов, включающего следующие направления деятельности педагога: организация аудиторной и самостоятельной работы, создание педагогической среды, учитывающей личностные особенности курсантов.




В контексте современных социальных условий, политических трансформаций, актуальных требований государства и социального заказа к будущим офицерам перед военными образовательными организациями поставлена задача обеспечения подготовки высококвалифицированных военных специалистов, реализация которой представляется возможной только в условиях особой образовательной среды военного вуза и разрешения противоречия между уровнем образовательной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого отдельного курсанта.

В этой связи при проектировании и реализации образовательного процесса важным принципом совершенствования подготовки военных кадров является индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной образовательной деятельности в рамках общих задач и содержания обучения, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося [13, с. 104].

Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность ее проявлений [13, с. 105]. В данном ключе индивидуальность представляется как сформированный на основе природных и социальных воздействий комплекс качеств конкретной личности, влияющий на уникальность функционирования сознания и способы осуществления деятельности.

С педагогической позиции этот процесс осуществляется на основе реализации двух важных с практической точки зрения идей: первая — создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого обучающегося, вторая — педагогическое влияние на формирование личностного смысла познавательной деятельности в целях ее максимальной активизации.

Каждая из этих идей отражает определенный аспект работы педагога в области реализации целей образования за счет конструирования учебного процесса с позиции интересов каждого обучающегося. В качестве способа реализации индивидуального подхода имеет смысл разумно применять фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности, интерактивные методы обучения, внедрять такие компоненты, как контроль и самоконтроль, использовать технические средства обучения, позволяющие развивать в личности обучающегося ее социальную типичность и индивидуальное своеобразие [3, с. 45–46].

Список литературы

1. 16. Yin Robert K. Case Study Research: Design and Methods / Robert K. Yin. — The 5th edition. — SAGE Publications, 2013. — 312 р. — ISBN 1483322246, 9781483322247
2. Chernichkina E. K. Kontseptsiya iskusstvennogo bilingvizma v teorii yazyka : monografiya / E. K. Chernichkina. — Volgograd: Peremena, 2007. — 231 s.
3. 15. Черничкина Е. К. Концепция искусственного билингвизма в теории языка: монография / Е. К. Черничкина. — Волгоград: Перемена, 2007. — 231 с.
4. Khaleeva I. I. Vtorichnaya yazykovaya lichnost’ kak retsipient inofonnogo teksta / I. I. Khaleeva // Yazyk — sistema. Yazyk — tekst. Yazyk — sposobnost’. — Moskva : RAN IRYa, 1995. — S. 277–286.
5. 14. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста / И. И. Халеева // Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. — Москва: РАН ИРЯ, 1995. — С. 277–286.
6. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar’ / gl. red. B. M. Bim-Bad. — Moskva: Bol’shaya ros. entsikl., 2002. — 527 s.: il., portr.; 26 sm.; ISBN 5-85270-230-7
7. 13. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая рос. энцикл., 2002. — 527 с.: ил., портр.; 26 см.; ISBN 5-85270-230-7
8. Nechaev S. N. Razvitie inoyazychnykh kommunikativnykh navykov kursantov posredstvom vypolneniya individual’nykh tvorcheskikh zadanii / S. N. Nechaev // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2022. — № 5 (96). — S. 221–224.
9. 12. Нечаев С. Н. Развитие иноязычных коммуникативных навыков курсантов посредством выполнения индивидуальных творческих заданий / С. Н. Нечаев // Мир науки, культуры, образования. — 2022. — № 5 (96). — С. 221–224.
10. Luchinina E. N. Nauchnye podkhody k razrabotke i vnedreniyu elektronnykh uchebnikov (na primere elektronnogo uchebnogo posobiya «Siriya. Uroki mnogoletnei voiny») / E. N. Luchinina, S. N. Nechaeva // Novoe v lingvistike i metodike prepodavaniya inostranny
11. 11. Лучинина Е. Н. Научные подходы к разработке и внедрению электронных учебников (на примере электронного учебного пособия «Сирия. Уроки многолетней войны») / Е. Н. Лучинина, С. Н. Нечаева // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русс
12. Loshakova T. S. Pedagogicheskoe upravlenie sozdaniem komfortnoi sredy v obrazovatel’nom uchrezhdenii: dis. … d-ra ped. nauk / T. S. Loshakova. — Ekaterinburg, 2001. — 416 s.
13. 10. Лошакова Т. С. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: дис. … д-ра пед. наук / Т. С. Лошакова. — Екатеринбург, 2001. — 416 с.
14. Karaulov Yu. N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost’ / Yu. N. Karaulov ; otv. red. D. N. Shmelev. — Moskva: Nauka, 1987. — S. 39–44.
15. 9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов; отв. ред. Д. Н. Шмелев. — Москва: Наука, 1987. — С. 39–44.
16. Zhdanova N. E. Osobennosti motivatsii professional’noi deyatel’nosti pedagogov / N. E. Zhdanova // Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. — 2018. — № 4. — S. 593–598.
17. 8. Жданова Н.Е.Особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов / Н.Е. Жданова // Московский экономический журнал. — 2018. — №4. — С. 593–598.
18. Grebenshchikova V. Yu. Informatsionno-obrazovatel’nye tekhnologii kak faktor razvitiya tvorchestva uchashchikhsya v proektnoi deyatel’nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk / V. Yu. Grebenshchikova. — Velikii Novgorod, 2003. — S. 12–13.
19. 7. Гребенщикова В. Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук / В. Ю. Гребенщикова. — Великий Новгород, 2003. — С. 12–13.
20. Burenkova D. Yu. Formirovanie i ispol’zovanie komplekta uchebno-metodicheskikh i elektronnykh sredstv dlya razvitiya kommunikativnykh umenii inoyazychnogo obshcheniya: na primere angliiskogo yazyka : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / D. Yu. Burenkova. —
21. 6. Буренкова Д. Ю. Формирование и использование комплекта учебно-методических и электронных средств для развития коммуникативных умений иноязычного общения: на примере английского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Ю. Буренкова. — Москва, 2008.
22. Bogin G. I. Obretenie sposobnosti ponimat’: vvedenie v germenevtiku / G. I. Bogin. — Moskva: Psikhologiya i Biznes OnLain, 2001. — 516 s.
23. 5. Богин Г. И. Обретение способности понимать: введение в герменевтику / Г. И. Богин. — Москва: Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. — 516 с.
24. Babkin O. A. Tekhnicheskoe i informatsionnoe obespechenie informatsionnoobrazovatel’noi sredy v kadetskom korpuse / O. A. Babkin // Sovremennye tekhnologii v obrazovatel’nom protsesse: materialy II Regional. nauch. -prakt. konf. (pos. Rassvet Rostovskoi o
25. 4. Бабкин О. А. Техническое и информационное обеспечение информационно-образовательной среды в кадетском корпусе / О. А. Бабкин // Современные технологии в образовательном процессе: материалы II Регионал. науч.-практ. конф. (пос. Рассвет Ростовской област
26. Alekhin I. A. Professional’naya orientatsiya kak odin iz faktorov formirovaniya motivatsii izucheniya inostrannykh yazykov prepodavatelyami inzhenernykh vuzov / I. A. Alekhin, U. A. Kazakova, M. N. Kuznetsova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 20
27. 3. Алёхин И. А. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации изучения иностранных языков преподавателями инженерных вузов / И. А. Алёхин, У. А. Казакова, М. Н. Кузнецова // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 4 (68
28. Alekhin I. A. Razvitie u kursantov voennykh vuzov motivatsii izucheniya inostrannogo yazyka posredstvom ikh aktivnogo uchastiya v konkursakh i olimpiadakh / I. A. Alekhin, O. P. Burlakova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2018. — № 2 (70). — S.
29. 2. Алёхин И. А. Развитие у курсантов военных вузов мотивации изучения иностранного языка посредством их активного участия в конкурсах и олимпиадах / И. А. Алёхин, О. П. Бурлакова // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 2 (70). — С. 109–114.
30. Alekhin I. A. Pedagogicheskii analiz problemy individualizatsii obucheniya inostrannomu yazyku kursantov voennykh vuzov / I. A. Alekhin, S. N. Nechaeva // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2019. — № 4 (76). — S. 245–250.
31. 1. Алёхин И. А. Педагогический анализ проблемы индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных вузов / И. А. Алёхин, С. Н. Нечаева // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 4 (76). — С. 245–250.

Остальные статьи