Особенности содержания индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных командных вузов
Аннотация
В статье с педагогической позиции раскрываются особенности содержания индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных командных вузов, включающего следующие направления деятельности педагога: организация аудиторной и самостоятельной работы, создание педагогической среды, учитывающей личностные особенности курсантов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 315-323 |
УДК | 378+372.881.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_315 |
В контексте современных социальных условий, политических трансформаций, актуальных требований государства и социального заказа к будущим офицерам перед военными образовательными организациями поставлена задача обеспечения подготовки высококвалифицированных военных специалистов, реализация которой представляется возможной только в условиях особой образовательной среды военного вуза и разрешения противоречия между уровнем образовательной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого отдельного курсанта.
В этой связи при проектировании и реализации образовательного процесса важным принципом совершенствования подготовки военных кадров является индивидуализация обучения. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной образовательной деятельности в рамках общих задач и содержания обучения, позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося [13, с. 104].
Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. Конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей человека образует уникальную целостную структуру переживающей и действующей личности. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая широкую вариативность ее проявлений [13, с. 105]. В данном ключе индивидуальность представляется как сформированный на основе природных и социальных воздействий комплекс качеств конкретной личности, влияющий на уникальность функционирования сознания и способы осуществления деятельности.
С педагогической позиции этот процесс осуществляется на основе реализации двух важных с практической точки зрения идей: первая — создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого обучающегося, вторая — педагогическое влияние на формирование личностного смысла познавательной деятельности в целях ее максимальной активизации.
Каждая из этих идей отражает определенный аспект работы педагога в области реализации целей образования за счет конструирования учебного процесса с позиции интересов каждого обучающегося. В качестве способа реализации индивидуального подхода имеет смысл разумно применять фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности, интерактивные методы обучения, внедрять такие компоненты, как контроль и самоконтроль, использовать технические средства обучения, позволяющие развивать в личности обучающегося ее социальную типичность и индивидуальное своеобразие [3, с. 45–46].