Дата публикации: 01.10.2023

Методология исследования взаимодействия военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации с местным населением

Аннотация

В статье освещены методологические основы выбора путей взаимодействия военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации с местным населением, раскрываются вопросы теоретического прогнозирования, обосновывающего выбор методологических путей исследования взаимодействия военнослужащих с местным населением, а также обосновывается актуальность применения деятельностного, антропологического и аксиологического подходов к изучению данного явления.




Проблема и цель

Проблемы выбора методологических путей научного исследования являются актуальными во все времена. А в гуманитарных дисциплинах сложности с выбором и определением методологии исследования возникают постоянно. Именно поэтому от выбранной позиции ученого при изучении объекта исследования будет зависеть глубина исследования и то, будут ли раскрыты проблемные вопросы, связанные с изучаемым явлением, а также обнаружены новые закономерности и условия их возникновения. При этом объект исследования должен быть рассмотрен с различных сторон для выявления новых характерных особенностей, не изученных ранее. Особое внимание будет обращено на новые связи и отношения, возникающие при этом, и новые знания. Методологические подходы, применяемые автором, укажут на направление исследования, материализуют и раскроют авторское видение изучаемой проблемы, а также отобразят его личную позицию.

Важность данного исследования заключается в том, что в современных условиях армия и местное население должны быть едины в понимании наиболее значимых проблем, стоящих перед государством и обществом. Взаимодействие является ключом к развитию взаимоотношений, выстраиваемых между военнослужащими и местным населением. От организации эффективного взаимодействия с местным населением будет зависеть успешность выполнения задач военнослужащими. Необходимость исследования взаимодействия определяется целями и задачами, стоящими перед военнослужащими. Выбор методологических подходов для изучения взаимодействия военнослужащих с местным населением поможет раскрыть сущность и содержание данного феномена, выявить определенные закономерности, сформировать и подготовить военнослужащих для положительного и конструктивного взаимодействия с местным населением. Для изучения взаимодействия военнослужащих с местным населением необходимо определить методологические пути для раскрытия целостной картины данного явления.

Обращаясь к исследованию взаимодействия военнослужащих с местным населением, дадим характеристику понятия «методология». В научной литературе существует множество определений понятия «методология», что в свою очередь свидетельствует о том, что до сих не существует четкого определения данного понятия [2]. Термин «методология» имеет греческое происхождение (methodos — «метод» и logos — «учение»). Методология — учение о методах постижения мира (Декарт Р.).

Согласно словарю С. И. Ожегова, методология — это учение о научном методе познания, принципах и способах организации теоретической и практической деятельности.

Список литературы

1. Shevtsova S. V. Metodologicheskie podkhody k voenno-patrioticheskomu vospitaniyu v suvorovskikh voennykh uchilishchakh / S. V. Shevtsova, N. M. Matveichuk // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2021. — № 70–3. — S. 280–285.
2. 16. Шевцова С. В. Методологические подходы к военно-патриотическому воспитанию в суворовских военных училищах / С. В. Шевцова, Н. М. Матвейчук // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70–3. — С. 280–285.
3. Fortunatov A. A.Analiz metodologicheskikh podkhodov, ispol’zuemykh pri formirovanii ekologicheskoi kul’tury lichnosti / A. A. Fortunatov // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. — 2018. — № 4 (158). — S. 352–361.
4. 15. Фортунатов А. А. Анализ методологических подходов, используемых при формировании экологической культуры личности / А. А. Фортунатов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 4 (158). — С. 352–361.
5. Firsova A. E. Sushchnostnye kharakteristiki antropologicheskogo podkhoda v pedagogike / A. E. Firsova // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2012. — № 7 (71). — S. 15–18. — EDN: PCRJUV
6. 14. Фирсова А. Е. Сущностные характеристики антропологического подхода в педагогике / А. Е. Фирсова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — № 7 (71). — С. 15–18. — EDN: PCRJUV
7. Federal’nyi zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ (red. ot 04.08.2023) «O voiskakh natsional’noi gvardii Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.08.2023) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/?ysclid=" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200506/?ysclid=</a>
8. 13. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023)[Электронный ресурс].— URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_</a> LAW_200506/?ysclid=
9. Spirkin A. G. Filosofiya: uchebnik / A. G. Spirkin. — 3-e izd., per. i dop. — Moskva: Yurait, 2015. — 828 s.
10. 12. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., пер. и доп. — Москва: Юрайт, 2015. — 828 с.
11. Slastenin V. A. Pedagogika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya / V. A. Slastenin. — Moskva: Akademiya, 2012. — 608 s.
12. 11. Сластенин В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. А. Сластенин. — Москва: Академия, 2012. — 608 с.
13. Serikov V. V. Metodologiya pedagogiki: sostoyanie i napravleniya razvitiya / V. V. Serikov // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. — 2020. — № 4 (70). — S. 62–66.
14. 10. Сериков В. В. Методология педагогики: состояние и направления развития / В. В. Сериков // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 4 (70). — С. 62–66.
15. Novichuk A. S. Teoreticheskie i psikhologo-pedagogicheskie osnovy otbora soderzhaniya i metodov professional’noi podgotovki voennosluzhashchikh voisk natsional’noi gvardii Rossiiskoi Federatsii k vzaimodeistviyu s mestnym naseleniem / A. S. Novichuk, Z. I
16. 9. Новичук А. С. Теоретические и психолого-педагогические основы отбора содержания и методов профессиональной подготовки военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к взаимодействию с местным населением / А. С. Новичук, З. И. Лаврентьев
17. Manushin D. V. Utochnenie ponya tiya «metodologiya» / D. V. Manushin // Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet. — 2016. — № 16 (406). — S. 41–60.
18. 8. Манушин Д. В. Уточнение понятия «методология» / Д. В. Манушин // Международный бухгалтерский учет. — 2016. — № 16 (406). — С. 41–60.
19. Malikova M. G. Aksiologicheskii podkhod v pedagogike: sovremennost’ i perspektivy / M. G. Malikova // Hominum. — 2022. — № 2. — S. 47–56.
20. 7. Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы / М. Г. Маликова // Hominum. — 2022. — № 2. — С. 47–56.
21. Lomakina I. S. Antropologicheskii podkhod i professional’naya podgotovka studentov / I. S. Lomakina, M. E. Duranov // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul’tura. — 2005. — № 4–1. —
22. 6. Ломакина И. С. Антропологический подход и профессиональная подготовка студентов / И. С. Ломакина, М. Е. Дуранов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. — 2005. — № 4–1. — С. 52
23. Lavrent’eva Z. I. Metodologiya issledovaniya deyatel’nosti sovetnikov direktorov po vospitaniyu i vzaimodeistviyu s detskimi obshchestvennymi ob'edineniyami / Z.I. Lavrent’eva // Sotsial’naya pedagogika. — 2023. — № 2. — S. 5–13.
24. 5. Лаврентьева З. И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями / З. И. Лаврентьева // Социальная педагогика. — 2023. — № 2. — С. 5–13.
25. Kalyuzhnaya T.G.Aksiologicheskii podkhod v sisteme professional’no-pedagogicheskoi podgotovki budushchego uchitelya / T. G.Kalyuzhnaya // Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. P. Shamyakina. — 2014. — № 1 (42). — S. 66–7
26. 4. Калюжная Т. Г. Аксиологический подход в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя/ Т.Г.Калюжная// Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П.Шамякина. — 2014. — №1 (42). — С. 66–71.
27. Ishmatova Sh. A. Preimushchestva deyatel’nostnogo podkhoda v pedagogike / Sh. A. Ishmatova // Endless Light in Science. — 2023. — № 2–2. — S. 95–97.
28. 3. Ишматова Ш. А. Преимущества деятельностного подхода в педагогике / Ш. А. Ишматова // Endless Light in Science. — 2023. — № 2–2. — С. 95–97.
29. Zelenov L. A. Ponyatie i struktura metodologii / L. A. Zelenov // Vestnik Volzhskoi gosudarstvennoi akademii vodnogo transporta. — 2017. — № 51. — S. 236–239.
30. 2. Зеленов Л. А. Понятие и структура методологии / Л. А. Зеленов // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2017. — № 51. — С. 236–239.
31. Zagvyazinskii V. I. Teoriya obucheniya. Sovremennaya interpretatsiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii / V. I. Zagvyazinskii. — Moskva: Akademiya, 2001. — 192 s.
32. 1. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. — Москва: Академия, 2001. — 192 с.

Остальные статьи