Дата публикации: 01.10.2023

Профессиональное самоопределение студентов в отношении самозанятости через стажировку

Аннотация

Развитие государством самозанятости в России стимулирует образовательные организации среднего профессионального образования к необходимости успевать за нововведениями и современным рынком труда. В статье приведена статистика развития самозанятости по стране и Кемеровской области. Организована стажировка студентов на рабочих местах у успешных самозанятых на современном рынке труда. Проведены опросы, свидетельствующие о заинтересованности студентов в самозанятости по получаемой специальности.




Эксперимент по внедрению нового налогового режима «Налог на профессиональный доход» можно считать удачным, что подтверждает активность граждан Российской Федерации, которые официально в соответствии с законом оформляют самозанятость.

Федеральная налоговая служба России отмечает, что, по данным на август 2023 года, на территории России зарегистрировано 8,1 млн человек самозанятых. Приведена статистика о доходах этих лиц, которые составляют более 2,5 трлн руб. К эксперименту подключены новые регионы России с 1 января 2023 года — это Луганская и Донецкая народные республики, Херсонская и Запорожская область, город Байконур. Более половины самозанятых не регистрировали свои доходы ранее. Теперь  эти средства пополняют бюджеты различных уровней, и, соответственно это влияет на рост экономики страны [3].

На июнь 2023 года в Кемеровской области зарегистрировано около 100 тыс. самозанятых человек. Федеральная налоговая служба отмечает, что регистрироваться начинают молодые граждане с 14 лет, и самому старшему самозанятому, осуществляющему деятельность по сдаче в наем жилого помещения, сейчас 84 года [2].

Четырнадцатилетние молодые люди — как раз тот контингент, который оканчивает общеобразовательную школу и поступает в том числе в организации среднего профессионального образования — техникумы и колледжи. К этому времени молодые люди уже профессионально самоопределились (например, решили пойти по стопам родителей, проходили тестирование по профессиональной ориентации в школе, учились в классе с определенным уклоном, сами решили поступать на данную специальность, решили пойти поступать вместе с друзьями за компанию и т. д.).

Изучением профессионального самоопределения занимались различные отечественные исследователи: С. Н. Чистякова, С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова-Славская, В. И. Сахарова и т. д.

Список литературы

1. 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 1991. — 299 с.
2. Abul’khanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni / K. A. Abul’khanova-Slavskaya. — Moskva: Mysl’, 1991. — 299 s.
3. 2. В Кузбассе зарегистрировались более 98 тысяч самозанятых [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.nalog.gov.ru/rn42/news/activities_fts/13690281" target="_blank">https://www.nalog.gov.ru/rn42/news/activities_fts/13690281</a> (дата обращения: 04.09.2023).
4. V Kuzbasse zaregistrirovalis’ bolee 98 tysyach samozanyatykh [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.nalog.gov.ru/rn42/news/activities_fts/13690281" target="_blank">https://www.nalog.gov.ru/rn42/news/activities_fts/13690281</a> (data obrashcheniya: 04.09.2023).
5. 3. В России зарегистрированы более 8 млн самозанятых [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13806994" target="_blank">https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13806994</a> (дата обращения: 04.09.2023).
6. V Rossii zaregistrirovany bolee 8 mln samozanyatykh [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13806994" target="_blank">https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/13806994</a> (data obrashcheniya: 04.09.2023).
7. 4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санк-тПетербург: Питер, 2000. — 720 с.
8. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii / S. L. Rubinshtein. — Sankt-Peterburg: Piter, 2000. — 720 s.
9. 5. Сахарова В. И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе профориентации / В. И. Сахарова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2020. — № 3 (39). — С. 113–119.
10. Sakharova V. I. Formirovanie professional’nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v protsesse proforientatsii / V. I. Sakharova // Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2020. — № 3 (39). — S. 113–119.
11. 6. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / С. Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. — 2015. — № 6. — С. 2–6.
12. Chistyakova S. N. Professional’noe samoopredelenie: sovremennyi aspekt / S. N. Chistyakova // Professional’noe obrazovanie. Stolitsa. — 2015. — № 6. — S. 2–6.

Остальные статьи