Дата публикации: 01.10.2023

Подготовка на высокотехнологичном тренажерном оборудовании как способ развития стрессоустойчивости у студентов транспортного вуза

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития стрессоустойчивости при подготовке студентов транспортного вуза на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Проанализированы исследования, направленные на обеспечение успешного достижения поставленных целей обучения и реализующиеся с помощью способов формирующего поведения. Сформулировано понятие стрессоустойчивости при обучении на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Рассмотрены возможные психологические реакции обучающихся при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Приведены выводы тестирования самооценки стрессоустойчивости бакалавров. Сформулированы выводы о возможности развития стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании в сочетании с комплексом упражнений для саморегуляции.




В связи с изменением содержания труда и использованием новых технологий возрастает значимость проблемы развития стрессоустойчивости обучающихся для подготовки к будущей профессиональной деятельности, и в том числе специалистов транспорта, которые по роду занятий часто вынуждены испытывать стресс на рабочем месте. Соответственно, актуальным оказывается проведение исследований, направленных на выявление конкретных особенностей стресса в данной области и возможностей применения существующих и разработки новых или усовершенствованных методик выработки стрессоустойчивости. Особый интерес представляет формирование стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании и изменение ее показателей в течение определенного срока обучения. Эта задача решалась нами на конкретном высокотехнологичном тренажерном оборудовании.

В процессе подготовки на этом оборудовании обучающийся испытывает «высокую эмоциональную и нервно-психическую напряженность, вызванную одновременным пребыванием студента в течение длительного времени в сосредоточенном состоянии, в различных неудобных положениях при высоких информационных нагрузках» [6, с. 120].

До настоящего времени не существует единого определения понятия «стрессоустойчивость», и насчитывается около четырех десятков определений понятия «стресс». Наиболее распространенным толкованием понятия «стресс» является данное Гансом Селье (Selye): «…совокупность стереотипных, филогенетических, запрограммированных, неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, к сопротивлению и борьбе» [1, с. 5].

Проблемами стрессоустойчивости занимались многие исследователи (Амирхан Д., Либин А. В., Либина А. В., Кэннон У., Лазарус Р., Мерфи Л., Писаренко В. М., Селье Г., Сиротин О. А. и др.), которые сводили это понятие к термину эмоциональной устойчивости, позволяющей обеспечить высокую работоспособность в сложных ситуациях и результативность деятельности. Однако понятия эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости не являются идентичными.

Исследователи А. Д. Амирхан, Л. Г. Дикая, О. А. Конопкин, Р. Лазарус, Л. Мерфи, В. И. Моросанова, Р. Р. Сагиеви, Н. Сирота, С. Фолкман, Н. Хаан и другие отмечают, что саморегуляция человека выступает базовым условием стрессоустойчивости и является механизмом психологической защиты, эмоционально обусловленным механизмом (копингмеханизмы), позволяющим справиться со стрессом.

Список литературы

1. 11. Психология личности. Тесты, опросники, методики / сост. И. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. — Москва : Геликон, 1995.
2. 21. Mechanic D. Students under stress: A study of the social psychology of adaptation / D. Mechanic. — Free Press Glencoe, 1962.
3. 20. McNicol M. L. Internet addiction, psychological distress, and coping responses among adolescents and adults / M. L. McNicol, E. B. Thorsteinsson // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. — 2017. — Vol. 20. — Iss. 5. — P. 296–304.
4. 19. Lazarus R. S. Stress, Appraisal and Coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. — New York : Springer Publishing House, 1984. — 456 p.
5. 18. Hubbard E. The cognition stress system: Attitudes, beliefs, and expectations / E. Hubbard // Stress and health / Ed. by L.Rice.— Brooks: Cole Publishing Compani, 1992.— P. 61–84.
6. 17. Hobfoll S. E. Conservation of resources theory: Applications to stress and management in the workplace / S. E. Hobfoll, A. Shirom // Handbook of organization behavior. — 2000. — Vol. 2. — P. 57–81.
7. 16. Bandura A. Self-efficacy conception of anxiety / A. Bandura // Anxiety research. — 1988. — Vol. l. — P. 77–98.
8. 15. Aldwin C. M. Stress, coping, and development. An Integrative Perspective. / C. M. Aldwin. — Second Edition. — New York : Guilford press, 2007. — 432 p.
9. 14. Хуторная М. Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний: от теории к практике : монография / М. Л. Хуторная, Н. А. Коваль, Р. П. Мильруд. — Воронеж : Научная книга, 2010. — 157 с.
10. 13. Семиздралова О. А. Развитие стрессоустойчивости / О. А. Семиздралова. — Санкт-Петербург : Наукоемкие технологии, 2023. — 83 с.
11. 12. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. — Москва : Прогресс, 1982. — 124 с.
12. 1. Андреева А. А. Развитие стрессоустойчивости в учебной деятельности как условие улучшения психологического здоровья / А. А. Андреева, М. И. Старов // Фундаментальная наука — ресурс сохранения здоровья здоровых людей : материалы Междунар. конгресса. — Та
13. 10. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности / Н. Н. Смирнова и др. ; Мин. здрав. РФ ; ФГБОУВО «СГМУ» Мин. здрав. РФ. — Архангельск : СГМУ, 2017. — 160 с.
14. 9. Михеева А.В.Методика диагностики стрессоустойчивости/ А.В.Михеева// Вестник РУДН.Серия: Вопросы образования: языки и специальность.— 2011.— №2.— С.74–77.
15. 8. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О. В. Барканова. — Красноярск : Литера-принт, 2009. — Вып. 2. — 237 с.
16. 7. Лузько А. В. Стресс у студентов: причины и последствия / А. В. Лузько // Научные труды республиканского института высшей школы. Исторические и психологопедагогические науки. — 2016. — № 16–2. — С. 133–138.
17. 6. Карелина М. В. Возможности применения высокотехнологичного тренажерного оборудования для подготовки студентов в условиях нивелирования рисков для здоровья / М. В. Карелина // Информатизация образования и науки. — 2022. — № 3. — С. 118–128.
18. 5. Ванесян А. С. Формирование и повышение стрессоустойчивости в Вооруженных Силах РФ : монография / А. С. Ванесян, К. Л. Идрисов, Ю. Е. Петров ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетн. образовательное учреж
19. 4. Бусыгин А. Г. Стрессоустойчивость инспектора ГИБДД : монография / А. Г. Бусыгин, Е. В. Лизунова. — Самара : Изд-во СГПУ, 2008. — 123 с.
20. 3. Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход : учеб. пособие / Т. Г. Бохан ; Мин. науки и высшего образования РФ, НИТГУ. — Томск : Изд. дом Томского гос. унта, 2019. — 39 с.
21. 2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак ; Москва : Олма-Пресс, 2003. — 672 с.

Остальные статьи