Подготовка на высокотехнологичном тренажерном оборудовании как способ развития стрессоустойчивости у студентов транспортного вуза
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития стрессоустойчивости при подготовке студентов транспортного вуза на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Проанализированы исследования, направленные на обеспечение успешного достижения поставленных целей обучения и реализующиеся с помощью способов формирующего поведения. Сформулировано понятие стрессоустойчивости при обучении на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Рассмотрены возможные психологические реакции обучающихся при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании. Приведены выводы тестирования самооценки стрессоустойчивости бакалавров. Сформулированы выводы о возможности развития стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании в сочетании с комплексом упражнений для саморегуляции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 279-288 |
УДК | 378.147 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_279 |
В связи с изменением содержания труда и использованием новых технологий возрастает значимость проблемы развития стрессоустойчивости обучающихся для подготовки к будущей профессиональной деятельности, и в том числе специалистов транспорта, которые по роду занятий часто вынуждены испытывать стресс на рабочем месте. Соответственно, актуальным оказывается проведение исследований, направленных на выявление конкретных особенностей стресса в данной области и возможностей применения существующих и разработки новых или усовершенствованных методик выработки стрессоустойчивости. Особый интерес представляет формирование стрессоустойчивости при подготовке на высокотехнологичном тренажерном оборудовании и изменение ее показателей в течение определенного срока обучения. Эта задача решалась нами на конкретном высокотехнологичном тренажерном оборудовании.
В процессе подготовки на этом оборудовании обучающийся испытывает «высокую эмоциональную и нервно-психическую напряженность, вызванную одновременным пребыванием студента в течение длительного времени в сосредоточенном состоянии, в различных неудобных положениях при высоких информационных нагрузках» [6, с. 120].
До настоящего времени не существует единого определения понятия «стрессоустойчивость», и насчитывается около четырех десятков определений понятия «стресс». Наиболее распространенным толкованием понятия «стресс» является данное Гансом Селье (Selye): «…совокупность стереотипных, филогенетических, запрограммированных, неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, к сопротивлению и борьбе» [1, с. 5].
Проблемами стрессоустойчивости занимались многие исследователи (Амирхан Д., Либин А. В., Либина А. В., Кэннон У., Лазарус Р., Мерфи Л., Писаренко В. М., Селье Г., Сиротин О. А. и др.), которые сводили это понятие к термину эмоциональной устойчивости, позволяющей обеспечить высокую работоспособность в сложных ситуациях и результативность деятельности. Однако понятия эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости не являются идентичными.
Исследователи А. Д. Амирхан, Л. Г. Дикая, О. А. Конопкин, Р. Лазарус, Л. Мерфи, В. И. Моросанова, Р. Р. Сагиеви, Н. Сирота, С. Фолкман, Н. Хаан и другие отмечают, что саморегуляция человека выступает базовым условием стрессоустойчивости и является механизмом психологической защиты, эмоционально обусловленным механизмом (копингмеханизмы), позволяющим справиться со стрессом.