Дата публикации: 01.10.2023

Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности

Аннотация

В статье обсуждается возможность использования собственных вопросов учеников для активизации их познавательной деятельности и повышения интеллектуальной самостоятельности. Опираясь на современную логику и методологию, авторы утверждают, что умение самостоятельно ставить и совершенствовать вопросы является необходимым условием как мышления, так и самостоятельной учебной деятельности. При этом современная школа не только не учит ставить вопросы, но и исключает ситуации, где ученики могли бы это делать. Дан обзор современного мирового опыта интеграции собственных вопросов учеников в учебный процесс. Авторы описывают разработанные ими методики организации вопросов учеников, направленные на понимание и написание текстов по содержанию учебных предметов.




Собственные вопросы учеников как педагогическая проблема

Уроки истории и обществознания открывают большие возможности для развития у учеников самостоятельности мышления. Однако остается проблемой пробуждение у них готовности выходить за рамки пересказа соответствующих глав учебника, интереса к самостоятельному поиску информации, умения соотносить содержание, полученное из разных источников. Не менее важным является валидация знания, что относится уже к современной функциональной грамотности1 .

Незадолго до своей смерти британский историк и методолог истории Р. Дж. Коллингвуд выдвинул тезис, что мышление всегда носит вопросно-ответный характер и в силу этого привычная со времен Аристотеля логика суждений должна быть заменена логикой вопросов и ответов, где вопросы и отвечающие на них суждения будут рассматриваться как равноправные и взаимозависимые2.

Список литературы

1. 10. Общество Знаниевых Кочевников / под ред. Джона У. Морацеца. — Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. — 346 с.
2. Obshchestvo Znanievykh Kochevnikov / pod red. Dzhona U. Moratsetsa. — Tomsk: Izdatel’skii dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. — 346 s.
3. 11. Розин В. М. Пролегомины к теории вопрошания / В. М. Розин // Культура и искусство. — 2019. — № 7. — С. 26–36. — DOI: 10.7256/2454-0625.2019.7.29906
4. Rozin V. M. Prolegominy k teorii voproshaniya / V. M. Rozin // Kul’tura i iskusstvo. — 2019. — № 7. — S. 26–36. — DOI: 10.7256/2454-0625.2019.7.29906
5. 12. Фещенко Т. С. Вопрошание как инструмент формирования творческой познавательной активности школьников (на примере физики) / Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова // Научное мнение. — 2020. — № 4. — С. 84–90. — DOI: 10.25807/ PBH.22224378.2020.4.84.90. — EDN:
6. Feshchenko T. S. Voproshanie kak instrument formirovaniya tvorcheskoi poznavatel’noi aktivnosti shkol’nikov (na primere fiziki) / T. S. Feshchenko, L. A. Shestakova // Nauchnoe mnenie. — 2020. — № 4. — S. 84–90. — DOI: 10.25807/PBH.22224378.2020.4.84.90.
7. 13. Asking questions: the effect of a brief intervention in community health centers on patient activation / D. Deen, W.-H. Lu, D. Rothstein et al. // Patient Education and Counseling. — 2011. — Vol. 84 (2). — P. 257–260.
8. 14. Dillon J. T. Questioning and Teaching / J. T. Dillon. — A Manual of Practice, 2004. — 208 p.
9. 15. Dillon J. T. The Practice of Questioning / J. T. Dillon. — London and New York : Routledge, 1990. — 287 p.
10. 16. Fitch J. G. The Art of Questioning / J. G. Fitch. — New York : Baker, Pratt & Сo, 1879. — 94 p.
11. 17. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine [Electronic resource]. Call to Action for Science Education: Building Opportunity for the Future. — Washington, DC : The National Academies Press, 2021. — 76 p. — URL: <a href="https://doi.org/10.17226/" target="_blank">https://doi.org/10.17226/</a>
12. 18. Questions, Stanford Encyclopedia of Philosophy [Electronic resource]. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/entries/questions" target="_blank">https://plato.stanford.edu/entries/questions</a> (date of the application: 07.04.2023).
13. 19. Rothstein D. Make Just One Change: Teach Students to Ask Their Own Questions / D. Rothstein, L. Santana. — Harvard Education Press, 2011. — 192 p.
14. 20. Stevens R. The Question as a Measure of Efficiency in Instruction: A Critical Study of Class-Room Practice / R. Stevens. — New York City: Teachers college, Columbian university, 1912. — 93 p.
15. 21. Scenario for guiding effective student questioning by means of (digital) mind mapping: A teachers manual / H. J. M. Stokhof, B. Vries De, R. Martens, T. Bastiaens. — Nijmegen, The Netherlands: HAN University, 2017.
16. 22. To adopt or reject? Testing the robustness of a principle-based scenario for guiding effective student questioning / H. J. M. Stokhof, B. Vries De, R. Martens, T. Bastiaens // Educational Design Research. — 2018. — Vol. 2. — Iss. 1. — Article 13.
17. 23. Watanabe-Crockett L. The Essential Guide to Essential Questions / L. WatanabeCrockett. — Independently published, 2019. — 94 p.
18. 1. Бозер У. Как научиться учиться: навыки осознанного усвоения знания / У. Бозер. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 368 c.
19. Bozer U. Kak nauchit’sya uchit’sya: navyki osoznannogo usvoeniya znaniya / U. Bozer. — Moskva: Al’pina Pablisher, 2020. — 368 c.
20. 2. Грегерсен Х. Вопросы — это ответы. Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни / Х. Грегерсен; пер. с англ. Е. Ряхиной. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 288 с.
21. Gregersen Kh. Voprosy — eto otvety. Kak iskat’ proryvnye idei i reshat’ slozhnye problemy na rabote i v zhizni / Kh. Gregersen; per. s angl. E. Ryakhinoi. — Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. — 288 s.
22. 3. Данилова В. Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться / В. Данилова, В. Карастелев, В. Розин. — [б. м.]: Издательские решения, 2022. — 282 с.
23. Danilova V. Interaktivnoe voproshanie: kak umenie stavit’ sobstvennye voprosy pomogaet razvivat’sya / V. Danilova, V. Karastelev, V. Rozin. — [b. m.]: Izdatel’skie resheniya, 2022. — 282 s.
24. 4. Ерохина Е. Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом / Е. Ерохина // Skillbox Media: [официальный сайт]. Публ. 10 ноября 2022. — URL: <a href="https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-ikak-ona-sv" target="_blank">https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-ikak-ona-sv</a>
25. Erokhina E. Chto takoe funktsional’naya gramotnost’ i kak ona svyazana s obshchim intellektom / E. Erokhina // Skillbox Media: [ofitsial’nyi sait]. Publ. 10 noyabrya 2022. — URL: <a href="https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-" target="_blank">https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-</a>
26. 5. Зверева М. В. Применение технологий интерактивного вопрошания в организации проектной деятельности студентов / М. В. Зверева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74–4. — С. 70–73. — EDN: VUFADY
27. Zvereva M. V. Primenenie tekhnologii interaktivnogo voproshaniya v organizatsii proektnoi deyatel’nosti studentov / M. V. Zvereva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 74–4. — S. 70–73. — EDN: VUFADY
28. 6. История: История России, 1914–1945 гг.: базовый уровень: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. / М. М. Горинов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина [и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — Москва: Просвещение, 2021. — Ч. 1. — С. 171–175.
29. Istoriya: Istoriya Rossii, 1914–1945 gg.: bazovyi uroven’: uchebnik dlya obshcheobrazovatel’nykh organizatsii: v 2 ch. / M. M. Gorinov, A. A. Danilov, L. G. Kosulina [i dr.]; pod red. A. V. Torkunova. — Moskva: Prosveshchenie, 2021. — Ch. 1. — S. 171–175.
30. 7. Карастелев В. Рефлексивная коммуникация как условие для проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры / В. Карастелев, В. Данилова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. —
31. Karastelev V. Refleksivnaya kommunikatsiya kak uslovie dlya proyavleniya i razvitiya obrazovatel’noi agentnosti studentov magistratury / V. Karastelev, V. Danilova // Vektor nauki Tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikholo
32. 8. Карастелев В. Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? / В. Е. Карастелев // Современное образование. — 2018. — № 4. — С. 104–118. — DOI: 10.25136/ 2409-8736.2018.4.28457
33. Karastelev V. E. V chem sostoit sovremennaya kul’tura voproshaniya? Kak nauchit’ stavit’ sobstvennye voprosy, a ne zaimstvovat’ chuzhie? / V. E. Karastelev // Sovremennoe obrazovanie. — 2018. — № 4. — S. 104–118. — DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.28457
34. 9. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд; пер. Ю. А. Асеева. — Москва: Наука, 1980. — 486 с. — С. 341–342.
35. Kollingvud R. Dzh. Ideya istorii. Avtobiografiya / R. Dzh. Kollingvud; per. Yu. A. Aseeva. — Moskva: Nauka, 1980. — 486 s. — S. 341–342.

Остальные статьи