Дата публикации: 01.10.2023

Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности

Аннотация

В статье обсуждается возможность использования собственных вопросов учеников для активизации их познавательной деятельности и повышения интеллектуальной самостоятельности. Опираясь на современную логику и методологию, авторы утверждают, что умение самостоятельно ставить и совершенствовать вопросы является необходимым условием как мышления, так и самостоятельной учебной деятельности. При этом современная школа не только не учит ставить вопросы, но и исключает ситуации, где ученики могли бы это делать. Дан обзор современного мирового опыта интеграции собственных вопросов учеников в учебный процесс. Авторы описывают разработанные ими методики организации вопросов учеников, направленные на понимание и написание текстов по содержанию учебных предметов.




Собственные вопросы учеников как педагогическая проблема

Уроки истории и обществознания открывают большие возможности для развития у учеников самостоятельности мышления. Однако остается проблемой пробуждение у них готовности выходить за рамки пересказа соответствующих глав учебника, интереса к самостоятельному поиску информации, умения соотносить содержание, полученное из разных источников. Не менее важным является валидация знания, что относится уже к современной функциональной грамотности1 .

Незадолго до своей смерти британский историк и методолог истории Р. Дж. Коллингвуд выдвинул тезис, что мышление всегда носит вопросно-ответный характер и в силу этого привычная со времен Аристотеля логика суждений должна быть заменена логикой вопросов и ответов, где вопросы и отвечающие на них суждения будут рассматриваться как равноправные и взаимозависимые2.

Список литературы

1. 12. Фещенко Т. С. Вопрошание как инструмент формирования творческой познавательной активности школьников (на примере физики) / Т. С. Фещенко, Л. А. Шестакова // Научное мнение. — 2020. — № 4. — С. 84–90. — DOI: 10.25807/ PBH.22224378.2020.4.84.90. — EDN:
2. 23. Watanabe-Crockett L. The Essential Guide to Essential Questions / L. WatanabeCrockett. — Independently published, 2019. — 94 p.
3. 22. To adopt or reject? Testing the robustness of a principle-based scenario for guiding effective student questioning / H. J. M. Stokhof, B. Vries De, R. Martens, T. Bastiaens // Educational Design Research. — 2018. — Vol. 2. — Iss. 1. — Article 13.
4. 21. Scenario for guiding effective student questioning by means of (digital) mind mapping: A teachers manual / H. J. M. Stokhof, B. Vries De, R. Martens, T. Bastiaens. — Nijmegen, The Netherlands : HAN University, 2017.
5. 20. Stevens R. The Question as a Measure of Efficiency in Instruction: A Critical Study of Class-Room Practice / R. Stevens. — New York City : Teachers college, Columbian university, 1912. — 93 p.
6. 19. Rothstein D. Make Just One Change: Teach Students to Ask Their Own Questions / D. Rothstein, L. Santana. — Harvard Education Press, 2011. — 192 p.
7. 18. Questions, Stanford Encyclopedia of Philosophy [Electronic resource]. — URL: <a href="https://plato.stanford.edu/entries/questions" target="_blank">https://plato.stanford.edu/entries/questions</a> (date of the application: 07.04.2023).
8. 17. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine [Electronic resource]. Call to Action for Science Education: Building Opportunity for the Future. — Washington, DC : The National Academies Press, 2021. — 76 p. — URL: <a href="https://doi.org/10.17226/" target="_blank">https://doi.org/10.17226/</a>
9. 16. Fitch J. G. The Art of Questioning / J. G. Fitch. — New York : Baker, Pratt & Сo, 1879. — 94 p.
10. 15. Dillon J. T. The Practice of Questioning / J. T. Dillon. — London and New York : Routledge, 1990. — 287 p.
11. 14. Dillon J. T. Questioning and Teaching / J. T. Dillon. — A Manual of Practice, 2004. — 208 p.
12. 13. Asking questions: the effect of a brief intervention in community health centers on patient activation / D. Deen, W.-H. Lu, D. Rothstein et al. // Patient Education and Counseling. — 2011. — Vol. 84 (2). — P. 257–260.
13. 1. Бозер У. Как научиться учиться: навыки осознанного усвоения знания / У. Бозер. — Москва : Альпина Паблишер, 2020. — 368 c.
14. 11. Розин В. М. Пролегомины к теории вопрошания / В. М. Розин // Культура и искусство. — 2019. — № 7. — С. 26–36. — DOI: 10.7256/2454-0625.2019.7.29906
15. 10. Общество Знаниевых Кочевников / под ред. Джона У. Морацеца. — Томск : Издательский дом Томского государственного университета, 2018. — 346 с.
16. 9. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд ; пер. Ю. А. Асеева. — Москва : Наука, 1980. — 486 с. — С. 341–342.
17. 8. Карастелев В. Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? / В. Е. Карастелев // Современное образование. — 2018. — № 4. — С. 104–118. — DOI: 10.25136/ 2409-8736.2018.4.28457
18. 7. Карастелев В. Рефлексивная коммуникация как условие для проявления и развития образовательной агентности студентов магистратуры / В. Карастелев, В. Данилова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. —
19. 6. История: История России, 1914–1945 гг.: базовый уровень : учебник для общеобразовательных организаций : в 2 ч. / М. М. Горинов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина [и др.] ; под ред. А. В. Торкунова. — Москва : Просвещение, 2021. — Ч. 1. — С. 171–175.
20. 5. Зверева М. В. Применение технологий интерактивного вопрошания в организации проектной деятельности студентов / М. В. Зверева // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 74–4. — С. 70–73. — EDN: VUFADY
21. 4. Ерохина Е. Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом / Е. Ерохина // Skillbox Media: [официальный сайт]. Публ. 10 ноября 2022. — URL: <a href="https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-ikak-ona-sv" target="_blank">https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-ikak-ona-sv</a>
22. 3. Данилова В. Интерактивное вопрошание: как умение ставить собственные вопросы помогает развиваться / В. Данилова, В. Карастелев, В. Розин. — [б. м.] : Издательские решения, 2022. — 282 с.
23. 2. Грегерсен Х. Вопросы — это ответы. Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни / Х. Грегерсен ; пер. с англ. Е. Ряхиной. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 288 с.

Остальные статьи