Дата публикации: 01.10.2023

К проблеме формирования гражданской идентичности обучающихся в условиях цифровизации образования

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы, поднимаемые современными исследователями в сфере формирования идентичности подростков в цифровой среде. Кратко представлен опыт формирования гражданской идентичности воспитанников в цифровом пространстве в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.




Вопрос формирования гражданской идентичности привлекает внимание по многим причинам. Одна из причин — увеличение межличностных и межгрупповых контактов, другая — неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей и подростков, следующая — изменения в межпоколенной передаче знаний и опыта. Педагоги, как никто другой, понимают, что формирование гражданской идентичности играет особую роль именно в подростковом и юношеском возрасте, когда создается индивидуальный профиль гражданственности и гражданского поведения человека, основанный на социальных образцах.

В современных изменяющихся условиях особую значимость приобретают изучение и передача накопленного опыта и инновационных идей в области цифрового воспитания, результаты исследований ученых и преподавателей российских вузов и стран-участниц Содружества Независимых Государств, опыт практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ, новые подходы, связанные с осмыслением проблем цифровизации общества и образовательного пространства, а также вопросы кибербезопасности воспитанников, психолого-педагогические аспекты влияния цифрового мира на формирование цифровой идентичности в период взросления детей и подростков и возникновение в связи с этим этических и нравственных вопросов.

Подростковый период развития является важнейшим и сложным периодом становления самосознания. Для подростка ключевыми стремлениями можно считать познание мира, себя, поиск своего места в системе отношений и определение своей идентичности. Подростковый возраст — период значительных физиологических изменений, время необходимого овладения новыми навыками обращения с собой и с другими. Это время усиления ориентации на сверстников, время роста потребности чувства принадлежности к группе [15].

Процесс определения современным подростком своей идентичности тесно связан с цифровизацией, в последние два десятилетия прочно вошедшей в различные сферы жизни. Российские исследователи оперируют новыми терминами «цифровое воспитание» и «цифровая идентичность». Под цифровой идентичностью предлагается рассматривать совокупное осознание и переживание своей компетентности, тождественности и уникальности в мире цифровых технологий. Она включает ценностное отношение к себе, другим людям, информации и Интернету в целом, характеризуется целенаправленностью действия и умением полноценно решать задачи при помощи цифровых технологий, сопровождается формированием новых смыслов деятельности [14].

Постоянное присутствие в интернет-сообществах становится для молодых людей ресурсом подкрепления статуса и самоуважения [4]. Особо отмечается, что современная школа наполнилась карманными персональными компьютерами, и этот феномен вызывает ряд противоречий [8]. Учитель перестает быть единственным авторитетным источником информации, хоть и старается общаться при помощи электронной почты и социальных сетей, а для заданий использует Интернет. Подростки являются сообществом продвинутых интернет-пользователей, большую продолжительность времени находятся онлайн, легко переключаются между учебой, общением и развлечением.

Список литературы

1. Erikson E. Kh. Identichnost: yunost’ i krizis: per. s angl. / obshch. red. i predisl. A. V. Tolstykh. — Moskva: Progress, 2006. — 344 s.
2. 15. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — Москва: Прогресс, 2006. — 344 с.
3. Shneider L. B. Pol’zovatel’ v informatsionnoi srede: tsifrovaya identichnost’ segodnya / L. B. Shneider, V. V. Symanyuk // Psikhologicheskie issledovaniya. — 2017. — T. 10, № 52. — DOI: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392</a>
4. 14. Шнейдер Л. Б. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня / Л. Б. Шнейдер, В. В. Сыманюк // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 52. — DOI: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392</a>
5. Tsifrovoe vospitanie: realii i perspektivy : sb. materialov Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. (Moskva, 15 sentyabrya 2022 g.) / pod nauch. -metod. ruk. d-ra ped. nauk, dotsenta, zasl. uchitelya RF L. Yu. Maksimovoi, d-ra psikhol. nauk, prof. L. A. Grigorovi
6. 13. Цифровое воспитание: реалии и перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 15 сентября 2022 г.) / под науч.-метод. рук. д-ра пед. наук, доцента, засл. учителя РФ Л. Ю. Максимовой, д-ра психол. наук, проф. Л. А. Григорович. — Москв
7. Federal’nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 24.06.2023) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.07.2023) [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4</a>
8. 12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c</a> 698de3586
9. Traditsii i innovatsii grazhdanskogo vospitaniya v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve: sb. materialov Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. (Moskva, 17–18 sentyabrya 2020 g.) / pod nauch. -metod. ruk. L. Yu. Maksimovoi. — Moskva: Novyi format, 2020. — 907
10. 11. Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17–18 сентября 2020 г.) / под науч.-метод. рук. Л. Ю. Максимовой. — Москва: Новый формат, 2020. — 907 с.
11. Statistika interneta i sotssetei na 2022 god — tsifry i trendy v mire i v Rossii [Elektronnyi resurs] // Iz otcheta Global Digital 2022. — URL: <a href="https://www.web-canape.ru/business/statistikainterneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/" target="_blank">https://www.web-canape.ru/business/statistikainterneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/</a>
12. 10. Статистика интернета и соцсетей на 2022 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // Из отчета Global Digital 2022. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-iv-rossi
13. Soldatova G. U. Sotsiokul’turnye onlain-praktiki v molodezhnoi srede: my v otvete za tsifrovoi mir: ucheb. posobie / G. U. Soldatova, S. V. Chigar’kova, S. N. Ilyukhina; Federal’noe agentstvo po delam molodezhi, Moskovskii institut psikhoanaliza. — Moskva
14. 9. Солдатова Г. У. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: мы в ответе за цифровой мир: учеб. пособие / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина; Федеральное агентство по делам молодежи, Московский институт психоанализа. — Москва: Моск
15. Polivanova K. N. Sotsial’nye seti kak novaya praktika razvitiya gorodskikh podrostkov / K. N. Polivanova, D. O. Koroleva // Vestnik RGNF. — 2016. — № 1. — S. 173–180.
16. 8. Поливанова К. Н. Социальные сети как новая практика развития городских подростков/ К.Н.Поливанова, Д.О.Королева// Вестник РГНФ. — 2016.— №1.— С.173–180.
17. Maksimova L. Yu. Problema otsenki effektivnosti grazhdanskogo vospitaniya v Pansione vospitannits Ministerstva oborony RF / L. Yu. Maksimova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2019. — № 3 (75). — S. 61–67.
18. 7. Максимова Л. Ю. Проблема оценки эффективности гражданского воспитания в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ / Л. Ю. Максимова // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 61–67.
19. Maksimova L. Yu. Osnovy formirovaniya grazhdanskoi identichnosti podrostkov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya / L.Yu. Maksimova // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh: teoreticheskie i prakticheskie problemy psikhologii i pedagogiki
20. 6. Максимова Л. Ю. Основы формирования гражданской идентичности подростков в условиях цифровизации образования / Л. Ю. Максимова // Новое в психологопедагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. — 2020. — № 2
21. Maksimova L. Yu. Grazhdanskoe vospitanie: istoriya i sovremennost’ (na primere dovuzovskikh obshcheobrazovatel’nykh organizatsii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii) : monografiya / L. Yu. Maksimova. — Moskva: VU, 2019. — 158 s.
22. 5. Максимова Л. Ю. Гражданское воспитание: история и современность (на примере довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации) : монография / Л. Ю. Максимова. — Москва: ВУ, 2019. — 158 с.
23. Koroleva N. N. Vozdeistvie sovremennoi informatsionnoi i mediasredy na «obraz Ya» podrostkov / N. N. Koroleva, I. M. Bogdanovskaya, V. F. Lugovaya // Vestnik Gertsenovskogo universiteta. — 2014. — № 2. — S. 87–94.
24. 4. Королева Н. Н. Воздействие современной информационной и медиасреды на «образ Я» подростков / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, В. Ф. Луговая // Вестник Герценовского университета. — 2014. — № 2. — С. 87–94.
25. Zemskova D. D. Osnovnye napravleniya tsifrovogo vospitaniya: kompetentnostnyi podkhod / D. D. Zemskova, L. Yu. Maksimova // Aktual’nye problemy psikhologii i pedagogiki v sovremennom obrazovanii: sb. nauch. statei VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Yarosl
26. 3. Земскова Д. Д. Основные направления цифрового воспитания: компетентностный подход / Д. Д. Земскова, Л. Ю. Максимова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль —
27. Zhichkina A. E. Sotsial’no-psikhologicheskie aspekty obshcheniya v Internete / A. E. Zhichkina. — Moskva: Dashkov i Ko, 2004. — 117 s.
28. 2. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина. — Москва: Дашков и Ко, 2004. — 117 с.
29. Vserossiiskii urok bezopasnosti. Tsifrovaya gigiena. Kak vesti sebya v seti bezopasno i ratsional’no? [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://vk.com/video_ext.php?oid=-10474189&id" target="_blank">https://vk.com/video_ext.php?oid=-10474189&id</a> =456240050&hash=2dabbfdbeca49ae2 (data obrashcheniya: 25.08.2023).
30. 1. Всероссийский урок безопасности. Цифровая гигиена. Как вести себя в сети безопасно и рационально? [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://vk.com/video_" target="_blank">https://vk.com/video_</a> ext.php?oid=-10474189&id=456240050&hash=2dabbfdbeca49ae2 (дата обращения: 25.08.2023).

Остальные статьи