К проблеме формирования гражданской идентичности обучающихся в условиях цифровизации образования
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы, поднимаемые современными исследователями в сфере формирования идентичности подростков в цифровой среде. Кратко представлен опыт формирования гражданской идентичности воспитанников в цифровом пространстве в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 253-260 |
УДК | 372.893 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_253 |
Вопрос формирования гражданской идентичности привлекает внимание по многим причинам. Одна из причин — увеличение межличностных и межгрупповых контактов, другая — неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей и подростков, следующая — изменения в межпоколенной передаче знаний и опыта. Педагоги, как никто другой, понимают, что формирование гражданской идентичности играет особую роль именно в подростковом и юношеском возрасте, когда создается индивидуальный профиль гражданственности и гражданского поведения человека, основанный на социальных образцах.
В современных изменяющихся условиях особую значимость приобретают изучение и передача накопленного опыта и инновационных идей в области цифрового воспитания, результаты исследований ученых и преподавателей российских вузов и стран-участниц Содружества Независимых Государств, опыт практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ, новые подходы, связанные с осмыслением проблем цифровизации общества и образовательного пространства, а также вопросы кибербезопасности воспитанников, психолого-педагогические аспекты влияния цифрового мира на формирование цифровой идентичности в период взросления детей и подростков и возникновение в связи с этим этических и нравственных вопросов.
Подростковый период развития является важнейшим и сложным периодом становления самосознания. Для подростка ключевыми стремлениями можно считать познание мира, себя, поиск своего места в системе отношений и определение своей идентичности. Подростковый возраст — период значительных физиологических изменений, время необходимого овладения новыми навыками обращения с собой и с другими. Это время усиления ориентации на сверстников, время роста потребности чувства принадлежности к группе [15].
Процесс определения современным подростком своей идентичности тесно связан с цифровизацией, в последние два десятилетия прочно вошедшей в различные сферы жизни. Российские исследователи оперируют новыми терминами «цифровое воспитание» и «цифровая идентичность». Под цифровой идентичностью предлагается рассматривать совокупное осознание и переживание своей компетентности, тождественности и уникальности в мире цифровых технологий. Она включает ценностное отношение к себе, другим людям, информации и Интернету в целом, характеризуется целенаправленностью действия и умением полноценно решать задачи при помощи цифровых технологий, сопровождается формированием новых смыслов деятельности [14].
Постоянное присутствие в интернет-сообществах становится для молодых людей ресурсом подкрепления статуса и самоуважения [4]. Особо отмечается, что современная школа наполнилась карманными персональными компьютерами, и этот феномен вызывает ряд противоречий [8]. Учитель перестает быть единственным авторитетным источником информации, хоть и старается общаться при помощи электронной почты и социальных сетей, а для заданий использует Интернет. Подростки являются сообществом продвинутых интернет-пользователей, большую продолжительность времени находятся онлайн, легко переключаются между учебой, общением и развлечением.