Дата публикации: 01.10.2023

К проблеме формирования гражданской идентичности обучающихся в условиях цифровизации образования

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы, поднимаемые современными исследователями в сфере формирования идентичности подростков в цифровой среде. Кратко представлен опыт формирования гражданской идентичности воспитанников в цифровом пространстве в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.




Вопрос формирования гражданской идентичности привлекает внимание по многим причинам. Одна из причин — увеличение межличностных и межгрупповых контактов, другая — неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей и подростков, следующая — изменения в межпоколенной передаче знаний и опыта. Педагоги, как никто другой, понимают, что формирование гражданской идентичности играет особую роль именно в подростковом и юношеском возрасте, когда создается индивидуальный профиль гражданственности и гражданского поведения человека, основанный на социальных образцах.

В современных изменяющихся условиях особую значимость приобретают изучение и передача накопленного опыта и инновационных идей в области цифрового воспитания, результаты исследований ученых и преподавателей российских вузов и стран-участниц Содружества Независимых Государств, опыт практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ, новые подходы, связанные с осмыслением проблем цифровизации общества и образовательного пространства, а также вопросы кибербезопасности воспитанников, психолого-педагогические аспекты влияния цифрового мира на формирование цифровой идентичности в период взросления детей и подростков и возникновение в связи с этим этических и нравственных вопросов.

Подростковый период развития является важнейшим и сложным периодом становления самосознания. Для подростка ключевыми стремлениями можно считать познание мира, себя, поиск своего места в системе отношений и определение своей идентичности. Подростковый возраст — период значительных физиологических изменений, время необходимого овладения новыми навыками обращения с собой и с другими. Это время усиления ориентации на сверстников, время роста потребности чувства принадлежности к группе [15].

Процесс определения современным подростком своей идентичности тесно связан с цифровизацией, в последние два десятилетия прочно вошедшей в различные сферы жизни. Российские исследователи оперируют новыми терминами «цифровое воспитание» и «цифровая идентичность». Под цифровой идентичностью предлагается рассматривать совокупное осознание и переживание своей компетентности, тождественности и уникальности в мире цифровых технологий. Она включает ценностное отношение к себе, другим людям, информации и Интернету в целом, характеризуется целенаправленностью действия и умением полноценно решать задачи при помощи цифровых технологий, сопровождается формированием новых смыслов деятельности [14].

Постоянное присутствие в интернет-сообществах становится для молодых людей ресурсом подкрепления статуса и самоуважения [4]. Особо отмечается, что современная школа наполнилась карманными персональными компьютерами, и этот феномен вызывает ряд противоречий [8]. Учитель перестает быть единственным авторитетным источником информации, хоть и старается общаться при помощи электронной почты и социальных сетей, а для заданий использует Интернет. Подростки являются сообществом продвинутых интернет-пользователей, большую продолжительность времени находятся онлайн, легко переключаются между учебой, общением и развлечением.

Список литературы

1. 1. Всероссийский урок безопасности. Цифровая гигиена. Как вести себя в сети безопасно и рационально? [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://vk.com/video_" target="_blank">https://vk.com/video_</a> ext.php?oid=-10474189&id=456240050&hash=2dabbfdbeca49ae2 (дата
2. обращения: 25.08.2023).
3. 2. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Е. Жичкина. — Москва : Дашков и Ко, 2004. — 117 с.
4. 3. Земскова Д. Д. Основные направления цифрового воспитания: компетентностный подход / Д. Д. Земскова, Л. Ю. Максимова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : сб. науч. статей VI Междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль —
5. 4. Королева Н. Н. Воздействие современной информационной и медиасреды на «образ Я» подростков / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, В. Ф. Луговая // Вестник Герценовского университета. — 2014. — № 2. — С. 87–94.
6. 5. Максимова Л. Ю. Гражданское воспитание: история и современность (на примере довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации) : монография / Л. Ю. Максимова. — Москва : ВУ, 2019. — 158 с.
7. 6. Максимова Л. Ю. Основы формирования гражданской идентичности подростков в условиях цифровизации образования / Л. Ю. Максимова // Новое в психологопедагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. — 2020. — № 2
8. 7. Максимова Л. Ю. Проблема оценки эффективности гражданского воспитания в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ / Л. Ю. Максимова // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 61–67.
9. 8. Поливанова К. Н. Социальные сети как новая практика развития городских подростков/ К.Н.Поливанова, Д.О.Королева// Вестник РГНФ.— 2016.— №1.— С.173–180.
10. 9. Солдатова Г. У. Социокультурные онлайн-практики в молодежной среде: мы в ответе за цифровой мир : учеб. пособие / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, С. Н. Илюхина ; Федеральное агентство по делам молодежи, Московский институт психоанализа. — Москва : М
11. 10. Статистика интернета и соцсетей на 2022 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // Из отчета Global Digital 2022. — URL: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-iv-rossi
12. 11. Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17–18 сентября 2020 г.) / под науч.-метод. рук. Л. Ю. Максимовой. — Москва : Новый формат, 2020. — 907 с.
13. 12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023) [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c" target="_blank">https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c</a> 698de3586
14. Federal’nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 24.06.2023) «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 05.07.2023) 13. Цифровое воспитание: реалии и перспективы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 15 сент
15. 14. Шнейдер Л. Б. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня / Л. Б. Шнейдер, В. В. Сыманюк // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 52. — DOI: <a href="https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392" target="_blank">https://doi.org/10.54359/ps.v10i52.392</a>
16. 15. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — Москва : Прогресс, 2006. — 344 с.

Остальные статьи