Дата публикации: 01.01.2023

Художественный мир творца произведения искусства как главный предиктор художественной одаренности

Аннотация

В статье высказана мысль о том, что основанием художественной одаренности, ее главным предиктором является наличие индивидуального художественного мира творца произведения искусства, который он носит в себе как внутреннюю форму своих творений, в которых она материализуется в форме внешней. Этот художественный мир является выражением целостности художественного мышления и его реализации, содержания и формы. Художественный мир — это не застывшее образование, а динамичное. Его изменения связаны со многими факторами: с местом проживания, образом жизни, мировоззрением и мироощущением, образованием, трудовой деятельностью, событиями — историческими, социальными, личной жизни. В статье автором предложена систематизация авторских художественных миров: 1) по уровню реальности, преобладающему в творчестве творца; 2) по образному составу; 3) по степени приближенности к жизненным реалиям.




Выявление главного предиктора художественной одаренности для психологии и педагогики искусства сегодня чрезвычайно актуально, тем более что координаты этого предиктора определены — они указывают на содержательную сферу художественного творчества. Сверхзадача последнего — создание выразительного художественного образа, проецируемого художественным миром творца на внутренний мир реципиента, вызывающего в нем интеллектуальный и эмоциональный резонанс посредством эстетических эмоций, порожденных причинами духовного порядка. Акцент на содержательной стороне художественного творчества, понимание ее первостепенной значимости объясняет смещение в настоящее время внимания ученых и педагогов-практиков с технологической стороны творческого процесса на образно-смысловую уже с первых шагов обучения и воспитания будущего творца.

Со времен Античности мыслители, ученые, психологи, деятели искусства, педагоги задумывались над тем, что является основанием художественной одаренности, ее сутью. Искусство античного мира было направлено на совершенствование человека и государства, приближало человека к тому идеалу, что воплощали в себе боги и герои, являя себя в прекрасных телесных формах, через которые просвечивался эйдос — божественный духовный строй.

Поэтическая боговдохновенность, как дар свыше, была стержневым свойством художественной одаренности у древних греков. Пифагор основанием художественной одаренности полагал эвритмию — способность чувствовать и передавать верный ритм в пении, игре, танцах, речах, мыслях и поступках, согласованный с ритмом музыки Космоса [6, с. 124].

В различные эпохи взгляды на основание художественной одаренности (далее ХО) менялись. Философы, ученые, психологии принимали за нее в разные времена «воображающее начало души» (Эразм Роттердамский. Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 1. С. 355); идеал высшей духовности; универсального человека, объемлющего все мироздание, соединяющего различные формы познания (эпоха Возрождения); интеллект; креативность; идеальную форму; высокие «инструментальные» способности, необходимые художнику (сенсорная чувствительность, цветоразличение, чувство формы), музыканту (музыкальность, абсолютный слух), танцору (гибкость, пластичность мышц, чувство ритма), актеру (наблюдательность, способность к эмпатии) и др.

В конце прошлого столетия известный российский психолог А. А. Мелик-Пашаев в основание художественной деятельности положил эстетическое отношение к действительности, которое, по его мнению, есть: — родовая способность человека относиться к миру с родственным вниманием; — доминирующая личностная характеристика художника; — первооснова занятий художественным творчеством, психологическая

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / Н. А. Бердяев. — М., 1994.
2. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. — М. : Республика, 1995. — 383 с.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1991. — 267 с.
4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 310 с.
5. Вэскер А. Б. Система К. С. Станиславского и педагогическое творчество / А. Б. Вэскер // Мир образования — образование в мире. — 2005. — № 3. — С. 77–91.
6. Идеи эстетического воспитания. Т. 1 / ред.-сост. В. П. Шестаков. — М. : Искусство, 1973. — 408 с.
7. Исаева Е. Г. Содержание музыки — проблема педагогики музыкального исполнительства / Е. Г. Исаева // Художественное образование и наука. — 2015. — № 1/2. — С. 21–26.
8. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1985. — С. 303.
9. Лосев А. Ф. Знак, Символ. Миф / А. Ф. Лосев. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 480 с.
10. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2016. — 704 с.
11. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк / Л. А. Мазель. — М. : Музыка, 1991. — 80 с.
12. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М. : Прогресс-Традиция, 2000. — 135 с.
13. Потебня А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. — М., 1976. — 614 с.
14. Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. — Минск : Харвест, 2003. — 751 с.
15. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. —М. , 1998. — 326 с.
16. Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля / А. Ф. Лосев. — Киев, 1994. — 226 с.

Остальные статьи