Художественный мир творца произведения искусства как главный предиктор художественной одаренности
Аннотация
В статье высказана мысль о том, что основанием художественной одаренности, ее главным предиктором является наличие индивидуального художественного мира творца произведения искусства, который он носит в себе как внутреннюю форму своих творений, в которых она материализуется в форме внешней. Этот художественный мир является выражением целостности художественного мышления и его реализации, содержания и формы. Художественный мир — это не застывшее образование, а динамичное. Его изменения связаны со многими факторами: с местом проживания, образом жизни, мировоззрением и мироощущением, образованием, трудовой деятельностью, событиями — историческими, социальными, личной жизни. В статье автором предложена систематизация авторских художественных миров: 1) по уровню реальности, преобладающему в творчестве творца; 2) по образному составу; 3) по степени приближенности к жизненным реалиям.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 28-34 |
УДК | 159.928 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_28 |
Выявление главного предиктора художественной одаренности для психологии и педагогики искусства сегодня чрезвычайно актуально, тем более что координаты этого предиктора определены — они указывают на содержательную сферу художественного творчества. Сверхзадача последнего — создание выразительного художественного образа, проецируемого художественным миром творца на внутренний мир реципиента, вызывающего в нем интеллектуальный и эмоциональный резонанс посредством эстетических эмоций, порожденных причинами духовного порядка. Акцент на содержательной стороне художественного творчества, понимание ее первостепенной значимости объясняет смещение в настоящее время внимания ученых и педагогов-практиков с технологической стороны творческого процесса на образно-смысловую уже с первых шагов обучения и воспитания будущего творца.
Со времен Античности мыслители, ученые, психологи, деятели искусства, педагоги задумывались над тем, что является основанием художественной одаренности, ее сутью. Искусство античного мира было направлено на совершенствование человека и государства, приближало человека к тому идеалу, что воплощали в себе боги и герои, являя себя в прекрасных телесных формах, через которые просвечивался эйдос — божественный духовный строй.
Поэтическая боговдохновенность, как дар свыше, была стержневым свойством художественной одаренности у древних греков. Пифагор основанием художественной одаренности полагал эвритмию — способность чувствовать и передавать верный ритм в пении, игре, танцах, речах, мыслях и поступках, согласованный с ритмом музыки Космоса [6, с. 124].
В различные эпохи взгляды на основание художественной одаренности (далее ХО) менялись. Философы, ученые, психологии принимали за нее в разные времена «воображающее начало души» (Эразм Роттердамский. Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т. 1. С. 355); идеал высшей духовности; универсального человека, объемлющего все мироздание, соединяющего различные формы познания (эпоха Возрождения); интеллект; креативность; идеальную форму; высокие «инструментальные» способности, необходимые художнику (сенсорная чувствительность, цветоразличение, чувство формы), музыканту (музыкальность, абсолютный слух), танцору (гибкость, пластичность мышц, чувство ритма), актеру (наблюдательность, способность к эмпатии) и др.
В конце прошлого столетия известный российский психолог А. А. Мелик-Пашаев в основание художественной деятельности положил эстетическое отношение к действительности, которое, по его мнению, есть: — родовая способность человека относиться к миру с родственным вниманием; — доминирующая личностная характеристика художника; — первооснова занятий художественным творчеством, психологическая