Нейросети как основа для создания цифровой образовательной SMART-среды
Аннотация
Современный этап цифровизации общества и образования непосредственно связан с внедрением и широким использованием нейросетей в практике образовательных организаций. Задачи, решаемые нейросетями, достаточно разнообразные и позволяют существенно повысить эффективность как образовательного процесса, так и управления образовательной организацией в целом. Одним из возможных комплексных решений по цифровой трансформации высшего учебного заведения может стать формирование образовательной цифровой среды на основе широкого применения нейросетей и искусственного интеллекта. В статье представлен комплексный состав данной среды и решаемые ею задачи, где в качестве одной из основных считается индивидуализация и дифференциализация обучения за счет формирования индивидуальных образовательных траекторий обучения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 240-252 |
УДК | 377 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_240 |
Введение
Ускоренное, практически лавинное, развитие современных информационных технологий (ИТ), средств коммуникаций на их основе, цифровых услуг и сервисов нельзя не заметить. Не вызывает сомнения и необходимость их внимательного изучения и анализа на предмет использования в современном обществе и его институтах. Система образования, как часть общества, также не может остаться в стороне от тех изменений, которые привносят в нашу деятельность последние достижения в области ИТ. И если еще десять-пятнадцать лет назад система образования принимала определенные меры по адаптации к особенностям электронного обучения, параллельно обсуждая достоинства и недостатки этой модели для формирования всесторонне развитой личности и подготовки высокопрофессионального специалиста для экономики будущего, то теперь ставки резко подняты: на первое место вышел искусственный интеллект (ИИ) и нейросети на его основе [4].
Анализируя опыт внедрения систем дистанционного обучения на основе IT-средств, электронного обучения, электронных средств учебного назначения и других компонентов электронной (цифровой) среды в практику современного отечественного образования, нельзя не отметить, что этот процесс излишне затянулся. Особенно значимым оказался разрыв между «электронной образовательной средой», которую удалось создать представителям системы образования, и цифровой средой, которую создал отечественный бизнес, очень активно и оперативно реагирующий на любые изменения и старающийся быстро внедрять новации, которые ведут к успеху в конкурентной борьбе. И пока в педагогической среде обсуждались термины «инновации», «новации», «дистанционное обучение», «электронное обучение» и «электронная среда», в промышленности, в экономике, на производствах уже шло внедрение и использование компонентов IT-среды: контроллеров, компьютеров, баз данных и массивов данных, Big Data, автоматизированных и интеллектуальных систем и робототехники [3]. В итоге это привело к серьезному отставанию системы образования в вопросах практической реализации IT-решений в образовательном процессе от отраслей экономики, что подтвердил длительный период ковидных ограничений, реализованных в стране три года назад. Нечто подобное наблюдается и сейчас, когда на первое место в цифровой экосистеме человечества выходит ИИ и нейронные сети на его основе.
Со временем перемены в системе образования и адаптации ее к условиям цифровой среды за счет целенаправленной работы, ряда целевых программ и финансирования привели к системным изменениям. В настоящее время процесс цифровизации образования — одно из приоритетных направлений развития современной образовательной среды, хотя это развитие, надо признать, несмотря на ряд целевых государственных проектов и программ, идет неравномерно (в рамках тех или иных регионов страны).
По оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году рынок образовательных цифровых технологий может достигнуть почти 340 млрд долларов, что достаточно серьезная сумма [10]. И от того, насколько быстро и оперативно отечественные вузы адаптируются к новым условиям, зависит не только успех этих образовательных организаций, но и будущее экономики страны, которой требуются соответствующие кадры, способные работать в условиях цифровой трансформации экономики и общества.