Дата публикации: 01.10.2023

Педагогическая событийность в профилактике посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий: рефлексивная диалоготерапия

Аннотация

«Здравствуйте, я вернулся, что у вас для меня есть?» Так в настоящее время звучит запрос на психологическую помощь для вернувшихся со специальной военной операции бойцов и членов их семей (пароль «СВО» группы «ВКонтакте»). С 1 июля 2023 года вступил в силу приказ Минздрава России, который направляет ресурсы всех помогающих профессий – медиков, социальных работников, психологов, педагогов — на повышение эффективности оказания разного вида поддержки. В статье рассмотрены современные представления о посттравматическом стрессовом расстройстве в контексте боевой психической травмы. Раскрыты коррекционно-диагностические ресурсы рефлексивной диалоготерапии. Описываются некоторые методические приемы педагогической событийности как системы психолого-педагогических взаимодействий, обеспечивающих творческую направленность личности.




Проявлениям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) посвящено много исследований на материалах различных войн и вооруженных конфликтов. Клиническая картина травматических расстройств каждый раз достаточно специфично зависит в том числе от индивидуальных особенностей человека [31; 38]. Стрессогенный фактор боевой психической травмы связан с ее внезапностью и неожиданностью, обстоятельством угрозы жизни и психофизической целостности личности, экстраординарностью, выходом за пределы обыденного жизненного опыта. Вместе с тем при любых обстоятельствах человек способен использовать имеющиеся у него ресурсы реагирования с опорой на инстинктивные, психологические и поведенческие защитные механизмы.

Ведущиеся сегодня боевые действия, так называемая война пятого поколения, однако, имеют особенный профиль, который отражает не столько военную мощь и боевой потенциал государства, сколько специфику информационно-психологического давления и высоких наукоемких технологий применения таких видов оружия, которые полностью изменяют характер войны в целом.

Большинство военнослужащих в самом начале военной операции отмечали, что «сшибка» происходила по причине ожидания прямых контактов с живой силой противника, а вместо этого они оказывались мишенью беспилотников, ракетных ударов и артобстрелов, что не давало возможности адекватного агрессивного или реактивного реагирования. В итоге это приводило к парадоксальным психическим расстройствам, не укладывающимся в классические рамки острых реакций на стресс или острых стрессовых расстройств. Симптомы ПТСР (вместо отсроченного проявления спустя месяцы) могли отмечаться также с первых моментов травмы.

В научной литературе есть данные о вариабельных последствиях боевой травмы как в виде развития постстрессовых расстройств, так и в виде неспецифических реакций «посттравматического» типа на экстремальный стресс [41]. В исследованиях приводятся факты значительных психических отклонений в виде агрессивности, возбудимости, подавленности, ранимости, тревожности, притупленности эмоций, имеющих тенденции к прогрессированию под влиянием различных факторов [1; 35; 38; 39; 45; 47]. Кроме того, отмечаются, помимо ПТСР, другие возможные осложнения в виде депрессий, острого страха, болевых сенсаций, необъяснимых соматических симптомов, семейных проблем, фобических расстройств, заторможенности, симптомов «укороченного будущего» [44; 48]. Наряду с ПТСР выделяются неуточненные расстройства экстремального стресса – DESNOS (Disorders of extreme stress not other wisespecified), развитие которого автор связывает с травмами раннего детства, характерологическими дисфункциями, подчеркивается значение экстремального уровня переживаний, в том числе в зоне военных операций[43].

Кроме того, показано, что в клинической картине ПТСР имеют значение социально-психологические факторы, а также непосредственно личностный фактор [29;49]. В подавляющем большинстве ПТСР отмечаются у людей со склонностью к экзальтации, высокой пластичностью, интенсивностью и изменчивостью «полярных» эмоциональных реакций, резкому переходу из одной крайности в другую, бурным реагированием на любые события, сопровождающиеся соматовегетативными реакциями (дрожь, холодный пот, тахикардия, кашель). Отмечается альтруистическая направленность «экзальтированных» лиц, их склонность к сопереживанию и состраданию, а также к самообвинению. В стрессовой ситуации они проявляют низкий порог самоконтроля в виде нетерпеливости, тревоги и паники, избегания трудностей, чувства собственной неадекватности и неполноценности, дискомфорта в межличностном общении, негативных ожиданий во взаимоотношениях с другими людьми, непреодолимых чуждых мыслей, импульсов и действий [32].

Список литературы

1. 38. Carlson E B. Effects of traumatic experiences [Electronic resource] / E. B. Carlson, R. Josef // A National center for PTSD fact sheet. National center for post-traumatic stress disorder. — 2013. — URL: <a href="https://www.mirecc.va.gov/cihvisn2/Documents/Pat" target="_blank">https://www.mirecc.va.gov/cihvisn2/Documents/Pat</a>
2. темперамента и характера/ О. М. Разумникова // Сибирский психологический журнал. — 2005. — Т. 22. — С. 150–152.
3. 27. Рикёр П. Существование и герменевтика / П. Рикёр // Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. — Москва : Академический проект, 2008. — C. 33–57.
4. 28. Роджерс Н.Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — C. 132–139.
5. 29. Снедков Е. В. Проблема нозологической самостоятельности посттравматического стрессового расстройства / Е. В. Снедков // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2009. — № 109 (12). – С. 8–11.
6. 30. Соматоформная динамика посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий / С. Г. Сукиасян, Н. Г. Манасян, С. С. Чшмаритян и др. // Российский психиатрический журнал. — 2006. — № 3. — С. 78–85.
7. 31. Сукиасян С. Г. Соматизированные психические нарушения / С. Г. Сукиасян, Н. Г. Манасян, С. С. Чшмаритян // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2001. — Т. 101, № 2. — С. 57–61.
8. 32. Сукиасян С. Г. Личностный фактор в генезе и развитии боевого посттравматического стрессового расстройства / С. Г. Сукиасян, М. Я. Татевосян // Психология и психотехника. — 2010. — Т. 12. — С. 82–98.
9. 33. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе / Т. А. Флоренская. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 206 с.
10. 34. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Москва : Академический проект, 2011. — 460 с.
11. 35. Acute and chronic posttraumatic stress symptoms in the emergence of posttraumatic stress disorder: A network analysis / R. A. Bryant, M. Creamer, M. O’Donnell et al. // JAMA Psychiatry. — 2017. — Vol. 4 (2). — P. 135–142. — DOI: <a href="https://doi.org/10.100" target="_blank">https://doi.org/10.100</a>
12. 36. Acute stress reactions and disorders in participants of the war in Artsakh / S. G. Sukiasyan, M. Ya. Tadevosyan, A. A. Babakhanyan, A. K. Grigoryan // EC Psychology and Psychiatry. — 2022. — Vol. 11 (5). — P. 25–43.
13. 37. Bryant R. Acute stress disorder in adults: epidemiology, pathogenesis, clinical manifestations, course and diagnosis [Electronic resource] / R. Bryant, M. B. Stein, R. Hermann. — URL: <a href="https://www.uptodate." target="_blank">https://www.uptodate.</a> com/contents/acute-stress-disorder-in-adults-
14. 26. Разумникова О. М. Опросник Р. Клонингер для определения
15. 39. Cero I. Network Analysis of Posttraumatic stress disorder symptoms in a National sample of U. S. Adults: Implications for the phenotype and the ICD-11 model of PTSD / I. Cero, D. G. Kilpatrick // J Trauma Stress. — 2020. — Vol. 33 (1). — P. 52–63. — D
16. 40. Cloninger C. R. Temperament and Personality / C. R. Cloninger // Current Opinion in Neurobiology. – 1994. – Vol. 4. – P. 266–273. – DOI: <a href="https://doi." target="_blank">https://doi.</a> org/10.1016/0959-4388(94)90083-3
17. 41. Cloninger C. R. A Psychobiological Model of Temperament and Character / C. R. Cloninger, D. M. Svrakic, T. R. Przybeck // Arch Gen Psychiatry. — 1993. — Vol. 50 (12). — P. 975– 990. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1001/archpsyc.1993.01820240059008" target="_blank">https://doi.org/10.1001/archpsyc.1993.01820240059008</a>
18. 42. Compean E. Posttraumatic stress disorder with secondary psychotic features (PTSDSP) / E. Compean, M. Hamner // Diagnostic and treatment challenges, Progress in NeuroPsychopharmacology and Biological Psychiatry. — 2019. — Vol. 88. — P. 265–275. — DOI:
19. 43. Ford J. D. Disorders of extreme stress following war-zone military trauma: associated features of posttraumatic stress disorder or comorbid but distinct syndromes? / J. D. Ford // J Consult Clin Psychol. — 1999. — Vol. 67 (1). — P. 3–12. — DOI: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
20. 44. Mayou R. ABC of psychological medicine: Trauma / R. Mayou, A. Farmer // British Medical Journal. — 2002. — Vol. 325. — P. 426–429. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1136/" target="_blank">https://doi.org/10.1136/</a> bmj.325.7361.426[41]
21. 45. Mental disorders as causal systems: a network approach to posttraumatic stress disorder / R. J. McNally, D. J. Robinaugh, G. W. Y. Wu et al. // ClinPsychol Sci. — 2015. — Vol. 3 (6). — P. 836–849. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1177/2167702614553230" target="_blank">https://doi.org/10.1177/2167702614553230</a>
22. 46. Miller M. W. Personality and the etiology and expression of PTSD: A three-factor model perspective / M. W. Miller // Clinical Psychology: Science and Practice. — 2003. — Vol. 10 (4). — P. 373–393. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1093/clipsy.bpg040" target="_blank">https://doi.org/10.1093/clipsy.bpg040</a>
23. 47. Overgeneralized autobiographical memory and future thinking in combat veterans with posttraumatic stress disorder / A. D. Brown, J. C. Root, T. A. Romano et al. // J Behav Ther Exp Psychiatry. — 2013. — Vol. 44 (1). — P. 129–134. — DOI: <a href="https://doi.or" target="_blank">https://doi.or</a>
24. 48. Prospective study of posttraumatic stress disorder and depression following trauma / A. Y. Shalev, S. Freedman, T. Peri et al. // Am J Psychiatry. — 1998. — Vol. 155. — P. 630–637. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1176/ajp.155.5.630" target="_blank">https://doi.org/10.1176/ajp.155.5.630</a>
25. 49. Southwick S. M. Personality disorders in treatment — seeking combat veterans with posttraumatic stress disorder / S. M. Southwick, R. Yehuda, E. L. Giller Jr. // Am J Psychiatry. — 1993. — Vol. 150. — P. 1020–1023. — DOI: <a href="https://doi.org/10.1176/ajp.1" target="_blank">https://doi.org/10.1176/ajp.1</a>
26. 50. The relationship between personality and the response to acute psychological stress / Xin Y., Wu J, Yao Z. et al. // Scientific Reports. — 2017. — Vol. 7 (1). — P. 1–8. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a> doi.org/10.1038/s41598-017-17053-2
27. 14. Давыдова Г. И. Рефлексивная диалоготерапия: теория и практика / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Форум психиатрии и психотерапии. Научно-практический журнал. — 2001. — Т. 3. — С. 58–63.
28. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — Москва, 1979. — 424 с.
29. 3. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. — Москва, 1999. — С. 24–121.
30. 4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) / М. Е. Бурно. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Академический проект ; Альма Матер, 2012. — 487 с.
31. 5. Бурно М. Е. Краткий характерологический опросник / М. Е. Бурно. — Москва : РОМЛ, 2005. — 6 с.
32. 6. Давыдова Г. И. Рефлексивный диалог как ресурсно-психотерапевтический подход в развитии психологического благополучия одаренных подростков / Г. И. Давыдова // Психология одаренности и творчества : сб. науч. трудов II Междунар. науч.-практ. онлайн-конф.
33. 7. Давыдова Г. И. Теоретические и прикладные аспекты рефлексивной диалоготерапии / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Журнал практического психолога. — 2004. — № 1. — С. 93–108.
34. 8. Давыдова Г. И. Диалогическая коррекция образа «Я» личности подростковнаркоманов / Г. И. Давыдова // Проблемы рефлексивной педагогики, акмеологии и психологии гуманизации воспитания в общем, дополнительном и профессиональном образовании юношества : сб.
35. 9. Давыдова Г. И. Рефлексивная культурадигма отношений системы организации психотерапевтической помощи наркоманам / Г. И. Давыдова // Вiдносини в психотерапевтичному процесi : матерiали науково-практичної конференцii (Вiнниця, 30 червня – 2 липня 2000 рок
36. 10. Давыдова Г. И. Рефлексивно-диалогические основы психотерапии и психологического консультирования / Г. И. Давыдова // Теория и практика личности в психологическом консультировании и психотерапии: матер. Междунар. науч.практ. конф. (Киев,17–19 мая 2005
37. 11. Давыдова Г. И. Исследование трансформации мортидных тенденций Образа Я в рефлексивно-диалогической психотерапии/ Г.И.Давыдова, И.Н.Семенов// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2016. — №2. — С. 21–48.
38. 12. Давыдова Г. И. Технологии рефлексивного управления как профилактика эмоционального выгорания специалиста / Г. И. Давыдова // Вестник экономической безопасности. — 2019. — № 4. — С. 382–385.
39. 13. Давыдова Г. И. Теоретические принципы экзистенциально-рефлексивного подхода в психотерапии / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении : сб. материалов Междунар. с
40. 1. Азарных Т. Д. Акцентуации характера как предикторы острой стрессовой реакции [Электронный ресурс] / Т. Д. Азарных, Н. А. Азарных. — URL: <a href="https://core.ac.uk/" target="_blank">https://core.ac.uk/</a> download/pdf/222815751.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
41. 15. Давыдова Г. И. Технологии психотерапевтической работы по преодолению стрессовых расстройств / Г. И. Давыдова, Р. О. Жилкина // Гуманитарные науки. — 2020. — № 2 (50). — С.149–154.
42. 16. Давыдова Г. И. Метод диалогической коррекции отношений в профилактике наркологической зависимости у подростков / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Психология личности в кризисной ситуации : материалы науч.-практ. конф. (Москва, 14 апреля 2000 г.) / под
43. 17. Давыдова Г. И. Психотерапевтическое развитие личности: экзистенциально-рефлексивный подход / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования : сб. статей / под общ. ред. А. В. Карпова, И. Н. Семенова. —
44. 18. Давыдова Г. И. Рефлексивно-диалогическая модель развития субъекта: психотерапевтическая парадигма / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Рефлексивные процессы и управление : сб. материалов VI Междунар. симпозиума (Москва, 10–12 октября 2007 г.) / под ред.
45. 19. Давыдова Г. И. Рефлексивно-психологическое направление психотерапевтического развития личности подростков / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Душевное здоровье человека — духовное здоровье нации : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. по психотерапии
46. 20. Давыдова Г. И. Рефлексивно-диалогическая психотерапия:
47. экзистенциальная модель развития личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2006. — № 4. — С. 110–118.
48. 21. Давыдова Г. И. Рефлексивно-методические основания психотерапевтической помощи наркоманам / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Проблемы рефлексивной психологии, акмеологии, политологии, педагогики, социального развития и профессионального образования : м
49. 22. Давыдова Г. И. Роль рефлексивной поддержки в психологической коррекции отношений личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Отношения в психотерапевтическом процессе : матер. науч.-практ. конф. (Винница, 30 июня — 2 июля 2000 г.) / сост. И. А. Слобод
50. 23. Давыдова Г. И. Стили семейных отношений в формировании культурной идентичности детей с ОВЗ: модель рефлексивно-терапевтического наставничества / Г. И. Давыдова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и
51. 24. Давыдова Г. И. Рефлексивный диалог как коммуникативная стратегия коррекционно-терапевтической практики педагога-психолога / Г. И. Давыдова, В. В. Ковров // Образование. Наука. Научные кадры. — 2022. — № 1. — С. 176–186.
52. 25. Копьев А. В. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники / А. В. Копьев // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1. — С. 33–48.

Остальные статьи