Дата публикации: 01.10.2023

Актуализация проблемы готовности будущих педагогов к применению технологий искусственного интеллекта в условиях цифровизации образования

Аннотация

В современных условиях проблема искусственного интеллекта имеет междисциплинарный характер, и на данный момент потенциал применения данной технологии в различных сферах жизнедеятельности не изучен. Внедрение методов искусственного интеллекта способствует модернизации системы образования и профессиональной подготовки с учетом парадигмы цифровизации и конвергенции образования, позволит привести образовательные программы к нуждам цифровой экономики. В статье обосновывается значимость проблемы формирования готовности будущих педагогов к применению технологий искусственного интеллекта. Рассмотрены понятия «цифровая экономика», «цифровые технологии», «цифровая этика», «цифровая грамотность», «искусственный интеллект», «технологии искусственного интеллекта». Определено значение применения методов искусственного интеллекта в образовании. Обозначен круг задач решения проблемы формирования готовности будущих педагогов к применению технологий искусственного интеллекта.




Запросы цифрового общества, цифровой экономики, которая «основана на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях» [11], и порождаемые ею требования к кадрам неуклонно приводят к необходимости трансформации системы профессионального образования и, соответственно, к цифровизации образовательного пространства, то есть к глубокой модернизации образовательного процесса и формированию цифровой образовательной среды. «Без цифровой трансформации образования невозможно осуществить трансформацию гражданского общества» [4, с. 162].

Зарубежные авторы также подчеркивают актуальность современной цифровой трансформации образования, так как подготовка высококвалифицированных специалистов для новой экономики, позволяющей осуществлять деятельность в удаленном режиме, в условиях коллективного сетевого взаимодействия является одной из приоритетных задач высшей школы [14].

Особую категорию высококвалифицированных специалистов представляют собой будущие педагоги, так как именно им предстоит решать задачи цифровой трансформации образовательного процесса, среди которых эффективное использование ресурсов цифровой образовательной среды, организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам в цифровой среде, разработка комплекса методов организации учебной деятельности с использованием ресурсов цифровой образовательной среды, формирование и развитие учебной самостоятельности обучающихся в цифровой среде, педагогическое сопровождение процесса сетевой социализации обучающихся, организация доступного обучения особых категорий студентов (лица с ограниченными возможностями здоровья) в цифровой среде и др. Следовательно, «резонно целеполагать, планировать, обнаруживать новые смыслы подготовки педагогов именно в плоскости цифровизации образовательной реальности» [10, с. 113].

Необходимо отметить, что новое поколение обучающихся, так называемое цифровое поколение, в отличие от предыдущих генераций, обладает иными индивидуальными качествами, социально-психологическими особенностями и навыками сетевого поведения и общения, поэтому появляется спрос на высококвалифицированные кадры в сфере образования, не только способные оперировать сквозными цифровыми технологиями — технологиями сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде [1, с. 28], но и обладающие цифровой грамотностью и следующие нормам цифровой этики.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей [7; 9; 12] отмечают значительные изменения требований к современному педагогу, выходящие за рамки сформированной информационно-коммуникативной компетенции, и даже цифровой компетенции. Они подчеркивают, что педагогу недостаточно эффективно и безопасно применять информационно-коммуникативные технологии, он должен обладать цифровой грамотностью, то есть определенной системой знаний, навыков и установок в сфере применения цифровых технологий, позволяющих управлять информацией и интегрировать ее с помощью цифровых устройств и сетевых технологий.

Список литературы

1. 1. Воскресенская Е. В. Теоретико-правовое исследование цифровой технологии / Е. В. Воскресенская, Л. Г. Ворона-Сливинская, А. Н. Лойко. — Текст: непосредственный // Colloquium-journal. — 2019. — № 3 (27). — С. 28–30.
2. 2. Вызовы будущего: искусственный интеллект, технологии, этика / К. Р. Штукельбергер, В. Г. Буданов, А. В. Олескин и др. — Текст: непосредственный // Экономические стратегии. — 2019. — Т. 21, № 6 (164). — С. 18–29.
3. 3. Дубровский Д. И. Проблема «сознание и мозг»: Теоретическое решение / Д. И. Дубровский. — Москва : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. — 208 с. — Текст: непосредственный.
4. 4. Дудина О.В.К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования / О. В. Дудина. — Текст: непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2021. — №3 (112). — С. 161–1
5. 5. Нестеренко Е. А. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России / Е. А. Нестеренко, А. С. Козлова // Экономическая безопасность и качество. — 2018. — № 2 (31). — С. 9–14.
6. 6. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490. — Текст: электронный // Консультант Плюс. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/1f32 (дата обращения: 30.10.2023).
7. 7. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность российских педагогов / Г. У. Солдатова, В. Н. Шляпников // Психологическая наука и образование. — 2015. — Т. 20, № 4. — С. 5–18.
8. 8. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Третья версия документа [Электронный ресурс] // (UNESCO ICT Competency Framework for Teachers). — URL: <a href="https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721" target="_blank">https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721</a> (дата обращения: 30.10.2023).
9. 9. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / Т. А. Аймалетдинов, Л. Р. Баймуратова, О. А. Зайцева и др. Аналитический центр НАФИ. — Москва : Издательство НАФИ, 2019.
10. 10. Цифровые горизонты развития педагогического образования / А. Н. Макаренко, Л. Г. Смышляева, Н. Н. Минаев, О. М. Замятина // Высшее образование в России. — 2020. — № 6. — С. 113–121.
11. 11. Энговатова А. А. Цифровая экономика: рекламный лозунг или реальность / А. А. Энговатова, Т. В. Поспелова. — Текст: непосредственный // Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики : сб. материалов науч.-практ. конф. — Москва : Экономичес
12. 12. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator. United Nations, Unesco Institute for statistics [Electronic resource] // Information Paper No. 51, June 2018. — URL: <a href="http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-glo" target="_blank">http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-glo</a>
13. 13. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy / K. Chetty, L. Wenwei, J. Josie, B. Shenglin // Economics E-Journal. — 2018. — Vol. 12, No. 1. — DOI: 10.5018/ economics-ejournal.ja.2018-23
14. 14. Harris L. Using data walls to display assessment results: a review of their affective impacts on teachers and students / L. Harris, C. Wyatt-Smith, L. Adie // Teachers and Teaching Theory and Practice. — 2020. — Vol. 26, No. 1. — P. 50–66. — DOI: 10.1
15. 15. Hřebačkov M. Teaching intercultural communicative competence through virtual exchange / M. Hřebačkov // Training, Language and Culture. — 2019. — Vol. 3, No. 4. — P. 8–17. — DOI: 10.29366/2019tlc.3.4.1

Остальные статьи