Из опыта организации практической подготовки магистрантов в рамках дисциплины «Современные проблемы науки и образования»
Аннотация
Авторы представляют опыт внедрения активных и традиционных методов обучения при изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования» в рамках магистратуры по педагогическому образованию. В работе описаны примеры использования активных и традиционных методов обучения на практических занятиях, среди которых занятие-конференция, учебные дебаты, разработка и защита проекта, написание эссе, составление интеллект-карт.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 206-215 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_206 |
Повсеместное включение информационно-коммуникационных, сетевых и мультимедийных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества привело к тому, что современная образовательная система практически утратила реализуемую ею на протяжении многих лет функцию трансляции знаний. Студенты могут получать доступ к огромному объему информации и ресурсам через Интернет и другие средства коммуникации, самостоятельно осуществлять поиск информации, изучать новые материалы, общаться со специалистами и экспертами в различных предметных областях.
Становится очевидным, что современная образовательная система должна адаптироваться к этим условиям и динамично пересматривать модели организации обучения, ставить целью развитие у студентов критического мышления, компетенций поиска, анализа, синтеза, фильтрации информации и оценки ее достоверности. Необходимо также учитывать важность развития коммуникативной компетентности, навыков сотрудничества в решении проблемы.
Особую роль в указанном процессе играют программы магистратуры, нацеленные прежде всего на освоение научно-исследовательского вида деятельности и формирование таких универсальных компетенций выпускника, как способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, организовывать работу команды и руководить ею, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели [13].
Анализ учебных планов магистратуры педагогического направления показал, что для формирования указанных компетенций вузы, как правило, используют содержание дисциплины «Современные проблемы науки и образования», которую рассматривают как аксиологически ценную для студента и ключевой миссией которой является оказание содействия студенту в освоении части современного наукознания, ознакомление его с основными принципами и методами научного исследования, развитие аналитического и критического мышления, умений работать с актуальной научной информацией.
В психолого-педагогической литературе представлен определенный накопленный опыт преподавания указанной дисциплины, описаны концептуальные и практические особенности ее реализации.