Дата публикации: 01.10.2023

Из опыта организации практической подготовки магистрантов в рамках дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

Аннотация

Авторы представляют опыт внедрения активных и традиционных методов обучения при изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования» в рамках магистратуры по педагогическому образованию. В работе описаны примеры использования активных и традиционных методов обучения на практических занятиях, среди которых занятие-конференция, учебные дебаты, разработка и защита проекта, написание эссе, составление интеллект-карт.




Повсеместное включение информационно-коммуникационных, сетевых и мультимедийных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества привело к тому, что современная образовательная система практически утратила реализуемую ею на протяжении многих лет функцию трансляции знаний. Студенты могут получать доступ к огромному объему информации и ресурсам через Интернет и другие средства коммуникации, самостоятельно осуществлять поиск информации, изучать новые материалы, общаться со специалистами и экспертами в различных предметных областях.

Становится очевидным, что современная образовательная система должна адаптироваться к этим условиям и динамично пересматривать модели организации обучения, ставить целью развитие у студентов критического мышления, компетенций поиска, анализа, синтеза, фильтрации информации и оценки ее достоверности. Необходимо также учитывать важность развития коммуникативной компетентности, навыков сотрудничества в решении проблемы.

Особую роль в указанном процессе играют программы магистратуры, нацеленные прежде всего на освоение научно-исследовательского вида деятельности и формирование таких универсальных компетенций выпускника, как способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, организовывать работу команды и руководить ею, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели [13].

Анализ учебных планов магистратуры педагогического направления показал, что для формирования указанных компетенций вузы, как правило, используют содержание дисциплины «Современные проблемы науки и образования», которую рассматривают как аксиологически ценную для студента и ключевой миссией которой является оказание содействия студенту в освоении части современного наукознания, ознакомление его с основными принципами и методами научного исследования, развитие аналитического и критического мышления, умений работать с актуальной научной информацией.

В психолого-педагогической литературе представлен определенный накопленный опыт преподавания указанной дисциплины, описаны концептуальные и практические особенности ее реализации.

Список литературы

1. Shchukin D. V. Metod proektov: pedagogicheskaya tekhnologiya v obrazovatel’noi srede vysshei shkoly / D. V. Shchukin // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. — 2015. — № 2 (6). — S. 120–122.
2. 16. Щукин Д. В. Метод проектов: педагогическая технология в образовательной среде высшей школы / Д. В. Щукин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2015. — № 2 (6). — С. 120–122.
3. Untina M. V. Vozmozhnosti distantsionnykh tekhnologii pri izuchenii distsipliny «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» / M. V. Untina, O. I. Kurdumanova // Omskii nauchnyi vestnik. — 2014. — № 4 (131). — S. 166–169.
4. 15. Унтина М. В. Возможности дистанционных технологий при изучении дисциплины «Современные проблемы науки и образования» / М. В. Унтина, О. И. Курдуманова // Омский научный вестник. — 2014. — № 4 (131). — С. 166–169.
5. Romanova L. S. Osobennosti prakticheskikh rabot po distsipline «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» v magistrature pedagogicheskogo profilya / L. S. Romanova, A. R. Sheshikova // Innovatsionnye tekhnologii v tekhnike i obrazovanii: materialy XII Me
6. 14. Романова Л. С. Особенности практических работ по дисциплине «Современные проблемы науки и образования» в магистратуре педагогического профиля / Л. С. Романова, А. Р. Шешикова // Инновационные технологии в технике и образовании: материалы XII Междунар.
7. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 fevralya 2018 g. № 126 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya— magistratura po napravleniyu podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie» [Elektr
8. 13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование» [Электрон
9. Polichka A. E. Osobennosti izucheniya distsipliny «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» magisterskoi programmy «Informatika v obrazovanii»/ A.E.Polichka// Aktual’nye voprosy metodiki prepodavaniya matematiki i informatiki : sb. nauch. trudov VI Mezh
10. 12. Поличка А. Е. Особенности изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» магистерской программы «Информатика в образовании» / А. Е. Поличка // Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики: сб. науч. трудов VI Между
11. Perepelitsa S. A. Intellekt-karta — odin iz metodov formirovaniya kompetentsii / S. A. Perepelitsa // Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie. — 2020. — T. 11, № 4 (40). — S. 98–107. — DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14007
12. 11. Перепелица С. А. Интеллект-карта — один из методов формирования компетенций / С. А. Перепелица // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2020. — Т. 11, № 4 (40). — С. 98–107. — DOI: 10.24411/2220-8453-2020-14007
13. Pak N. I. O magisterskom kurse «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» / N. I. Pak // Reshetnevskie chteniya. — 2016. — T. 2. — S. 533–534.
14. 10. Пак Н. И. О магистерском курсе «Современные проблемы науки и образования» / Н. И. Пак // Решетневские чтения. — 2016. — Т. 2. — С. 533–534.
15. Mil’rud R. P. Esse kak zhanr, priem obucheniya i instrument pedagogicheskogo izmereniya / R. P. Mil’rud, I. R. Maksimova // Yazyk i kul’tura. — 2020. — № 49. — S. 255–275.
16. 9. Мильруд Р.П.Эссе как жанр, прием обучения и инструмент педагогического измерения / Р. П.Мильруд, И.Р.Максимова // Язык и культура. — 2020. — №49. — С. 255–275.
17. Marantsman E. K. Kontseptual’nye podkhody k prepodavaniyu distsipliny «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» v magistrature / E. K. Marantsman, S. A. Kotova // Filologiya i kul’tura. — 2015. — № 3 (41). — S. 299–302.
18. 8. Маранцман Е. К. Концептуальные подходы к преподаванию дисциплины «Современные проблемы науки и образования» в магистратуре / Е. К. Маранцман, С. А. Котова // Филология и культура. — 2015. — № 3 (41). — С. 299–302.
19. Kurchenkova E. A. Prakticheskoe zanyatie po angliiskomu yazyku v forme zanyatiyakonferentsii kak sredstvo formirovaniya professional’noi inoyazychnoi kompetentsii studentov neyazykovykh spetsial’nostei v vuze / E.A. Kurchenkova, Yu. N. Kulichenko, L.V.Med
20. 7. Курченкова Е. А. Практическое занятие по английскому языку в форме занятия-конференции как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей в вузе / Е. А. Курченкова, Ю. Н. Куличенко, Л. В. Медведева //
21. Kriskovets T. N. Ispol’zovanie akmeologicheskikh tekhnologii v protsesse izucheniya distsipliny magistratury «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya» / T. N. Kriskovets // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2012. — № 8. — S. 179–184.
22. 6. Крисковец Т.Н.Использование акмеологических технологий в процессе изучения дисциплины магистратуры «Современные проблемы науки и образования» / Т. Н. Крисковец // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 8. — С. 179–184.
23. Koldina M. I. Esse kak sposob kontrolya znanii i otsenivaniya kompetentsii / M. I. Koldina, E. A. Kostyleva, A. V. Trutanova // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. — 2017. — № 3 (20). — S. 178–180.
24. 5. Колдина М. И. Эссе как способ контроля знаний и оценивания компетенций / М. И. Колдина, Е. А. Костылева, А. В. Трутанова // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017. — № 3 (20). — С. 178–180.
25. Galustyan O. V. Teoriya i praktika primeneniya esse v obuchenii distsiplinam gumanitarnogo tsikla v vysshei shkole / O. V. Galustyan // Vestnik Voronezhskogo gosudarst vennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i mezhkul’turnaya kommunikatsiya. — 2017. — №
26. 4. Галустян О. В. Теория и практика применения эссе в обучении дисциплинам гуманитарного цикла в высшей школе / О. В. Галустян // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2017. — № 2. — С. 155–
27. Vakhrusheva L. N. Debaty kak forma podgotovki studentov k vypolneniyu professional’nykh funktsii / L. N. Vakhrusheva, S. V. Savinova // Perspektivy nauki i obrazovaniya. — 2019. — № 4 (40). — S. 44–55. — DOI: 10.32744/pse.2019.4.4: 08.08
28. 3. Вахрушева Л. Н. Дебаты как форма подготовки студентов к выполнению профессиональных функций / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 4 (40). — С. 44–55. — DOI: 10.32744/pse.2019.4.4: 08.08
29. Vaganova O. I. Realizatsiya tekhnologii intellekt-kart pri izuchenii gumanitarnykh distsiplin / O. I. Vaganova, E. B. Ponomarenko, Ya. V. Zubkova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2022. — № 75–2. — S. 51–54.
30. 2. Ваганова О. И. Реализация технологии интеллект-карт при изучении гуманитарных дисциплин / О. И. Ваганова, Е. Б. Пономаренко, Я. В. Зубкова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — № 75–2. — С. 51–54.
31. Basova E. A. Prakticheskie formy deyatel’nosti v vuze: metod proektov / E. A. Basova, D. A. Bondarchuk // Innovatsionnaya nauka. — 2021. — № 11–2. — S. 87–88.
32. 1. Басова Е. А. Практические формы деятельности в вузе: метод проектов / Е. А. Басова, Д. А. Бондарчук // Инновационная наука. — 2021. — № 11–2. — С. 87–88.

Остальные статьи