Дата публикации: 01.10.2023

Фасилитация как эффективный метод повышения продуктивности групповой работы в вузе

Аннотация

В статье рассматривается фасилитация как эффективный метод повышения продуктивности групповой работы в вузе. Подчеркивается вклад фасилитатора в процесс нахождения и принятия группой правильного решения. Представлены и подробно рассмотрены основные качества, необходимые фасилитатору-педагогу для работы с группой студентов. Автор статьи подчеркивает междисциплинарность фасилитации, ее востребованность в других областях. Дается глубокий анализ схем осуществления основных видов фасилитации — базовой фасилитации и групповой. Особое внимание уделено составляющим процесса групповой фасилитации. Автор дает обобщенную характеристику основным форматам группового обсуждения. В исследовании представлены наиболее популярные в образовательном процессе высшей школы авторские фасилитативные методы. Выяснены ведущие фасилитативные принципы. Автор приходит к выводу о несомненной значимости фасилитации в процессе организации продуктивной групповой работы в вузе.




В современных реалиях вопрос повышения продуктивности учебной деятельности студентов является одним из приоритетных в парадигме задач, стоящих перед высшей школой. В связи с чем педагогической общественностью активно рассматриваются новые, эффективные, в ряде случаев нетрадиционные методы и формы обучения, соответствующие всем заявленным образовательным траекториям. Среди них эффективным методом повышения продуктивности групповой работы студентов в вузе является фасилитация.

Анализ изучения материалов по теме исследования [2; 3; 8] дает основания полагать, что формы решения различных практических задач в дискуссионном виде были разнообразны и широко применялись еще в древности. Как пример можно привести народное собрание (вече), консилиумы (у римлян), различные советы. Сравнительно недавно, в конце XIX века, научной общественностью были предложены новые формы организации дискуссионного процесса при решении конкретных задач. Вследствие чего ряд авторов начали поиск эффективных путей помощи участникам обсуждения проблемной ситуации, требующей решения от всех членов взаимодействия, и предложили собственные инновационные разработки в области фасилитации. Авторами таких научных изысканий стали Р. Зайонц, В. Меде, Г. Триплет, Ф. Олпорт. Было доказано, что при фасилитативной поддержке высказывание одного индивида претерпевало существенные изменения под влиянием группового обсуждения, обретало очевидный практический смысл и в значительной мере ускоряло достижение поставленной перед группой задачи. Таким образом, можно утверждать, что фасилитация выполняла свою главную функцию — облегчать, способствовать, помогать, поддерживать. Дальнейшее развитие данного феномена привело к использованию фасилитативных возможностей в разных практических областях, то есть будет справедливо сказать о междисциплинарном характере фасилитации, которая может быть реализована в разных областях, таких как менеджмент и управление, медиация и юриспруденция, социально-психологическая и политическая сферы, образование. Поясним этот момент более детально.

Так, например, фасилитация в управлении и менеджменте пришла на смену устаревшим идеям тейлоризма, которые были актуальны для организации рабочего процесса в конце 80-х годов ХХ века. В этот период наблюдается значительный интерес к групповой и командной работе, появляются кружки качества, актуальными становятся интерактивные совещания. Все это обусловило необходимость коллективного общего поиска эффективных решений производственных задач. Очевидным стал и вопрос изучения новых продуктивных методов и технологий, способствующих этому процессу. Среди известных популярных фасилитативных технологий обсуждения прочное место заняла Open Space, так называемая технология открытого пространства, известная с 1983 года. Она предполагала максимальную ответственность каждого работника в процессе достижения нужного результата, а также повышенную самоорганизацию. В бизнесе популярными стали фасилитативные методы World Cafe («Мировое кафе») и партисипативная фасилитация, активно применяющаяся в международном бизнесе.

Сходные процессы можно наблюдать и в социально-психологической области, где реализация фасилитации происходила при работе с психологическими группами в рамках взаимовыручки и взаимопомощи.

В юриспруденции и медиации прослеживается субъективное равноправное взаимодействие, которое и заложено в основе фасилитативной деятельности, где каждый ответственен за свои действия и принятые решения. Что касается фасилитативной модели медиации, то при ней общение выстраивается таким образом, что каждый из принимающих в нем участие старается осмыслить, понять и принять точку зрения и интересы других.

Список литературы

1. 1. Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева // Вопросы психологии. — 2002. — № 4. — С. 21–25.
2. 2. Возможности фасилитации при групповой работе / Л. В. Адонина, Т. Б. Кузёма, А. В. Вишнякова, И. А. Тяллева // Гуманитарно-педагогическое образование. — 2020. — Т. 6, № 2. — С. 15–20.
3. 3. Жижина И. В. Особенности развития фасилитации педагога как фактор его профессионального роста / И. В. Жижина // Пихолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. — Санкт-Петербург : РПТУ, 1999. — С. 340–341.
4. 4. Жижина И. В. Педагогическая фасилитация — фактор профессионального роста учителя / И. В. Жижина // Образование для человека: к будущему от прошлого. — Нижний Тагил : ИРРО, 1998. — 89 с.
5. 5. Жижина И. В. Психологические особенности педагогической фасилитации / И. В. Жижина, Э. Ф. Зеер // Образование и наука. — 1999. — № 2 (2). — С. 93–97.
6. 6. Кайзер Т. Фасилитация на практике. Как добывать золото, работая с группами [Электронный ресурс] / Т. Кайзер. — URL: <a href="http://sber.me/?p=DF9dK" target="_blank">http://sber.me/?p=DF9dK</a> (дата обращения: 20.09.2023).
7. 7. Козырева О. А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О. А. Козырева // Вестник Мининского университета. — 2021. — № 12–5. — С. 902–905.
8. 8. Пушкина О. В. Развитие фасилитационного стиля общения учителя в педагогическом взаимодействии / О. В. Пушкина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5. — С. 172–174.
9. 9. Пушкина О. В. Атрибутивный анализ педагогической фасилитации профессионального самоопределения учащихся / О. В. Пушкина // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи в поликультурном информационном и кадровом пространстве : матер
10. 10. Ромашина С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога : учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Я. Ромашина. — Барнаул : Изд-во БГПУ, 2002. — 204 с.
11. 11. Руководство фасилитатора. Как привести группу к принятию совместного решения / С. Кейнер, Л. Линд, К. Толди и др. ; пер. с англ. — Москва : Издательство Дмитрия Лазарева, 2015. — 328 с.

Остальные статьи