Организация учебной практики в контексте компетентностно ориентированной парадигмы образования
Аннотация
В статье авторы рассматривают современные тенденции организации учебной практики в контексте компетентностно ориентированной парадигмы образования. Авторы акцентируют внимание на том, что учебная практика должна быть частью непрерывной практики при подготовке студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование». В заключение рассмотрены практические примеры реализации предлагаемых принципов в условиях компетентностно ориентированной парадигмы образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 189-196 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_189 |
В настоящий момент отечественная система образования находится на пике своего реформирования, воплощая стратегический уровень образовательной политики в современной парадигме образования. Становится очевидно, что уже в рамках учебной практики у студентов должны формироваться и универсальные, и общепрофессиональные, и профессиональные компетенции. Именно поэтому мы считаем возможным рассматривать организацию учебной практики в рамках компетентностно ориентированной парадигмы образования.
Как известно, понятие «парадигма» ввел в научный тезаурус Г. Бергман. Американский историк и философ науки Т. Кун, являясь его последователем, в своей монографии «Структура научных революций» писал: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [5, с. 11].
В. И. Загвязинский считает возможным рассматривать парадигму как феномен, характеризующий в целом цели, отражающий сущностную модель рассматриваемого процесса, основные направления, подходы к организации усовершенствования какого-либо процесса. Парадигма, с его точки зрения, выступает как определенная концептуальная схема, где находят отражение особенности всего педагогического процесса в определенных условиях культуры [2]. Среди функций парадигм выделяются прогностическая, методологическая, образовательная, интеграционная, вспомогательная, аналитическая, праксиологическая, сопутствующая, барьерная, инструментальная, мировоззренческая, функция систематизации [10].
Образовательная парадигма определяет, какие знания и навыки считаются важными для обучения, какими способами они передаются, как организовано взаимодействие между преподавателем и обучающимися.
Ю. В. Карякин выделил четыре компонента парадигмы образования: понятие, этика и мораль, передача социального опыта, образовательные технологии [3].