Дата публикации: 01.10.2023

Организация учебной практики в контексте компетентностно ориентированной парадигмы образования

Аннотация

В статье авторы рассматривают современные тенденции организации учебной практики в контексте компетентностно ориентированной парадигмы образования. Авторы акцентируют внимание на том, что учебная практика должна быть частью непрерывной практики при подготовке студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование». В заключение рассмотрены практические примеры реализации предлагаемых принципов в условиях компетентностно ориентированной парадигмы образования.




В настоящий момент отечественная система образования находится на пике своего реформирования, воплощая стратегический уровень образовательной политики в современной парадигме образования. Становится очевидно, что уже в рамках учебной практики у студентов должны формироваться и универсальные, и общепрофессиональные, и профессиональные компетенции. Именно поэтому мы считаем возможным рассматривать организацию учебной практики в рамках компетентностно ориентированной парадигмы образования.

Как известно, понятие «парадигма» ввел в научный тезаурус Г. Бергман. Американский историк и философ науки Т. Кун, являясь его последователем, в своей монографии «Структура научных революций» писал: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [5, с. 11].

В. И. Загвязинский считает возможным рассматривать парадигму как феномен, характеризующий в целом цели, отражающий сущностную модель рассматриваемого процесса, основные направления, подходы к организации усовершенствования какого-либо процесса. Парадигма, с его точки зрения, выступает как определенная концептуальная схема, где находят отражение особенности всего педагогического процесса в определенных условиях культуры [2]. Среди функций парадигм выделяются прогностическая, методологическая, образовательная, интеграционная, вспомогательная, аналитическая, праксиологическая, сопутствующая, барьерная, инструментальная, мировоззренческая, функция систематизации [10].

Образовательная парадигма определяет, какие знания и навыки считаются важными для обучения, какими способами они передаются, как организовано взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

Ю. В. Карякин выделил четыре компонента парадигмы образования: понятие, этика и мораль, передача социального опыта, образовательные технологии [3].

Список литературы

1. Yaroshenko N. N. Pedagogicheskie paradigmy sotsial’no-kul’turnoi deyatel’nosti: avtoref. dis. … d-ra ped. nauk / N. N. Yaroshenko. — Moskva, 2000. — 48 s.
2. 12. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. Н. Ярошенко. — Москва, 2000. — 48 с.
3. Fomicheva I. G. Filosofiya obrazovaniya: nekotorye podkhody k probleme / I. G. Fomicheva. — Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2004. — 142 s.
4. 11. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И. Г. Фомичева. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 142 с.
5. Surtaev P. B. Paradigmy pedagogicheskoi nauki i praktiki (Aspekt sosushchestvovaniya): spetsial’nost’ 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» : dis. … kand. ped. nauk / P. B. Surtaev. — Omsk, 2006. — 161 s.
6. 10. Суртаев П. Б. Парадигмы педагогической науки и практики (Аспект сосуществования): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. … канд. пед. наук / П. Б. Суртаев. — Омск, 2006. — 161 с.
7. Ruzakov A. A. Uchebnaya praktika kak komponent sistemy formirovaniya tsifrovoi kul’tury budushchikh pedagogov / A. A. Ruzakov, L. S. Nosova, E. A. Leonova // Informatika i obrazovanie. — 2020. — № 2 (311). — S. 4–11. — DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-2-4-
8. 9. Рузаков А.А.Учебная практика как компонент системы формирования цифровой культуры будущих педагогов / А.А.Рузаков, Л.С.Носова, Е.А.Леонова // Информатика и образование. — 2020. — № 2 (311). — С. 4–11. — DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-2-4-11
9. Moskvina A. S. Innovatsionnye orientiry razvitiya uchebnoi praktiki budushchikh bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya / A. S. Moskvina, K. V. Shkuropii // Obrazovanie v Rossii: istoriya, opyt, problemy, perspektivy. — 2018. — № 2 (9). — S. 45–50.
10. 8. Москвина А.С. Инновационные ориентиры развития учебной практики будущих бакалавров педагогического образования / А. С. Москвина, К. В. Шкуропий // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. — 2018. — № 2 (9). — С. 45–50.
11. Mes’kov V. S. Kognitivno-kompetentnostnaya paradigma obrazovaniya / V. S. Mes’kov, A. A. Mamchenko // Shkol’nye tekhnologii. — 2011. — № 3. — S. 46–62.
12. 7. Меськов В. С. Когнитивно-компетентностная парадигма образования / В. С. Меськов, А. А. Мамченко // Школьные технологии. — 2011. — № 3. — С. 46–62.
13. Mamedova N. M. Obrazovanie: distantsionnaya paradigma / N. M. Mamedova // Vestnik MGPU. Seriya: Filosofskie nauki. — 2020. — № 4 (36). — S. 36–41. — DOI: 10.25688/2078-9238.2020.36.4.04
14. 6. Мамедова Н. М. Образование: дистанционная парадигма / Н. М. Мамедова // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. — 2020. — № 4 (36). — С. 36–41. — DOI: 10.25688/2078-9238.2020.36.4.04
15. Kun T. Struktura nauchnykh revolyutsii / T. Kun; per. I. Z. Naletova. — Moskva: Progress, 1977. — 304 s.
16. 5. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. И. З. Налетова. — Москва: Прогресс, 1977. — 304 с.
17. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaya real’nost’ v zerkale mezhparadigmal’noi refleksii / I. A. Kolesnikova. — Sankt-Peterburg : SPbGUPM, 1999. — 242 s.
18. 4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. — Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
19. Karyakin Yu. V. Novaya paradigma obrazovaniya / Yu. V. Karyakin // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2009. — № 329. — S. 39–43.
20. 3. Карякин Ю. В. Новая парадигма образования / Ю. В. Карякин // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 329. — С. 39–43.
21. Zagvyazinskii V. I. Tselevye orientiry reformirovaniya rossiiskogo obrazovaniya / V. I. Zagvyazinskii // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. — 2013. — № 9. — S. 7–16.
22. 2. Загвязинский В. И. Целевые ориентиры реформирования российского образования / В. И. Загвязинский // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2013. — № 9. — С. 7–16.
23. Gornostaeva T. N. Formy provedeniya uchebnoi praktiki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / T. N. Gornostaeva, O. M. Gornostaev // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2019. — № 1. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN119.pd" target="_blank">https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN119.pd</a>
24. 1. Горностаева Т. Н. Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс] / Т. Н. Горностаева, О. М. Горностаев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 1. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/" target="_blank">https://mir-nauki.com/</a> PDF/16PDMN119.pdf

Остальные статьи