Дата публикации: 01.10.2023

Организация учебной практики в контексте компетентностно ориентированной парадигмы образования

Аннотация

В статье авторы рассматривают современные тенденции организации учебной практики в контексте компетентностно ориентированной парадигмы образования. Авторы акцентируют внимание на том, что учебная практика должна быть частью непрерывной практики при подготовке студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование». В заключение рассмотрены практические примеры реализации предлагаемых принципов в условиях компетентностно ориентированной парадигмы образования.




В настоящий момент отечественная система образования находится на пике своего реформирования, воплощая стратегический уровень образовательной политики в современной парадигме образования. Становится очевидно, что уже в рамках учебной практики у студентов должны формироваться и универсальные, и общепрофессиональные, и профессиональные компетенции. Именно поэтому мы считаем возможным рассматривать организацию учебной практики в рамках компетентностно ориентированной парадигмы образования.

Как известно, понятие «парадигма» ввел в научный тезаурус Г. Бергман. Американский историк и философ науки Т. Кун, являясь его последователем, в своей монографии «Структура научных революций» писал: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [5, с. 11].

В. И. Загвязинский считает возможным рассматривать парадигму как феномен, характеризующий в целом цели, отражающий сущностную модель рассматриваемого процесса, основные направления, подходы к организации усовершенствования какого-либо процесса. Парадигма, с его точки зрения, выступает как определенная концептуальная схема, где находят отражение особенности всего педагогического процесса в определенных условиях культуры [2]. Среди функций парадигм выделяются прогностическая, методологическая, образовательная, интеграционная, вспомогательная, аналитическая, праксиологическая, сопутствующая, барьерная, инструментальная, мировоззренческая, функция систематизации [10].

Образовательная парадигма определяет, какие знания и навыки считаются важными для обучения, какими способами они передаются, как организовано взаимодействие между преподавателем и обучающимися.

Ю. В. Карякин выделил четыре компонента парадигмы образования: понятие, этика и мораль, передача социального опыта, образовательные технологии [3].

Список литературы

1. 1. Горностаева Т. Н. Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования [Электронный ресурс] / Т. Н. Горностаева, О. М. Горностаев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 1. — URL: <a href="https://mir-nauki.com/" target="_blank">https://mir-nauki.com/</a> PDF/16PDMN119.pdf
2. 2. Загвязинский В. И. Целевые ориентиры реформирования российского образования / В. И. Загвязинский // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2013. — № 9. — С. 7–16.
3. 3. Карякин Ю. В. Новая парадигма образования / Ю. В. Карякин // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 329. — С. 39–43.
4. 4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И. А. Колесникова. — Санкт-Петербург : СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
5. 5. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун ; пер. И. З. Налетова. — Москва : Прогресс, 1977. — 304 с.
6. 6. Мамедова Н. М. Образование: дистанционная парадигма / Н. М. Мамедова // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. — 2020. — № 4 (36). — С. 36–41. — DOI: 10.25688/2078-9238.2020.36.4.04
7. 7. Меськов В. С. Когнитивно-компетентностная парадигма образования / В. С. Меськов, А. А. Мамченко // Школьные технологии. — 2011. — № 3. — С. 46–62.
8. 8. Москвина А.С. Инновационные ориентиры развития учебной практики будущих бакалавров педагогического образования / А. С. Москвина, К. В. Шкуропий // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. — 2018. — № 2 (9). — С. 45–50.
9. 9. Рузаков А.А.Учебная практика как компонент системы формирования цифровой культуры будущих педагогов / А.А.Рузаков, Л.С.Носова, Е.А.Леонова // Информатика и образование. — 2020. — № 2 (311). — С. 4–11. — DOI: 10.32517/0234-0453-2020-35-2-4-11
10. 10. Суртаев П. Б. Парадигмы педагогической науки и практики (Аспект сосуществования): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. … канд. пед. наук / П. Б. Суртаев. — Омск, 2006. — 161 с.
11. 11. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И. Г. Фомичева. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. — 142 с.
12. 12. Ярошенко Н. Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Н. Н. Ярошенко. — Москва, 2000. — 48 с.

Остальные статьи