Дата публикации: 01.10.2023

Теоретико-практические аспекты развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися разных национальностей

Аннотация

Статья посвящена изучению и описанию теоретико-практических аспектов развития профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися разных национальностей. Показаны специфические особенности процесса профессионального самосовершенствования, представлена и раскрыта программа, учитывающая различные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, стимулирующая развитие качеств личности, необходимых для выполнения различных видов профессиональной деятельности, и развитие мотивации к самосовершенствованию в быстро меняющихся условиях.




В конце XX века в мире усилилось национальное и этническое примирение, активизировалось движение населения. Это потребовало смены направления образования с монокультурного на поликультурное, то есть такое образование, которое является поликультурным, имеющим в качестве стержня свою собственную культуру.

Было бы неверно утверждать, что проблема обучения школьников разных национальностей возникла только в последние годы. М.А. Скворцова в своей статье указывает, что, «по данным Института этнологии, на территории бывшего Советского Союза проживало более 150 этнических групп. Большинство населения этих регионов было двуязычным или многоязычным. К сожалению, многолетняя этническая разобщенность не могла не сказаться на заметном снижении уровня владения русским языком среди молодого поколения иммигрантов и их детей. Нередки случаи, когда родители-мигранты сами не владеют языком страны, в которую выезжает их семья» [12]. В связи с этим наше законодательство обязывает взрослых иммигрантов сдавать экзамен на знание русского языка.

Однако это не относится к детям: по словам И. П. Лысаковой, в настоящее время за типом организаций образования с русским национальным языком обучения закрепилось название «полиэтнические школы», а затем «поликультурные школы» [8].

Миграционные процессы, происходящие на территории Российской Федерации, привели к появлению обучающихся разных национальностей в образовательных организациях. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в обучении, в общении со сверстниками и педагогами, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе. Проблема образования обучающихся разных национальностей в условиях современной образовательной организации, безусловно, актуальна.

Решение проблем образования обучающихся разных национальностей в первую очередь легло на плечи педагогов всех уровней образования. По мнению ученых, таких как Ш. М.-Х. Арсалиев, Т. В. Кузьмина, С. Н. Цейтлин, Г. Н. Чиршева, при работе с такими детьми у педагогов возникает много проблем: незнание детьми русского языка, отсутствие представлений об особенностях российского образования и др.

Список литературы

1. 9. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учеб.-метод. пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, Г. К. Джурабаева [и др.]; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбек
2. Rabota s det’mi migrantov v obrazovatel’nykh organizatsiyakh : ucheb.-metod. posobie / N. N. Kasenova, O. V. Musatova, G. K. Dzhurabaeva [i dr.]; M-vo nauki i vysshego obrazovaniya Rossiiskoi Federatsii, Novosib. gos. ped. un-t, Novosib. region. obshch. o
3. 10. Роль soft- и hard-компетенций в педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Л. М. Хорошилова, Н. А. Шмырева, С. А. Хомяк, Ж. Е. Барышева; ФГБОУ «Кемеровский государственный университет». — URL: <a href="https://infourok.ru/rol-harl-i-softkompetencij-v-p" target="_blank">https://infourok.ru/rol-harl-i-softkompetencij-v-p</a>
4. Rol’ soft- i hard-kompetentsii v pedagogicheskoi deyatel’nosti [Elektronnyi resurs] / L. M. Khoroshilova, N. A. Shmyreva, S. A. Khomyak, Zh. E. Barysheva ; FGBOU «Kemerovskii gosudarstvennyi universitet». — URL: <a href="https://infourok.ru/rol-harl-i-soft-kompete" target="_blank">https://infourok.ru/rol-harl-i-soft-kompete</a>
5. 11. Скворцова М. А. Методика преподавания русского языка в классах с детьми-инофонами в начальной школе / М. А. Скворцова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2019. — Т. 25, № 3. — С. 211–2
6. Skvortsova M. A. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v klassakh s det’miinofonami v nachal’noi shkole / M. A. Skvortsova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. — 2019. — T. 25, № 3. — S.
7. 12. Спиркина М. Г. Дети-инофоны [Электронный ресурс] / М. Г. Спиркина // Образовательная социальная сеть (nsportal.ru). — URL: <a href="https://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikh-obedinenii/library/2019/02/27/deti-inofony" target="_blank">https://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikh-obedinenii/library/2019/02/27/deti-inofony</a> (дата обращения: 05.09.2023).
8. Spirkina M. G. Deti-inofony [Elektronnyi resurs] / M. G. Spirkina // Obrazovatel’naya sotsial’naya set’ (nsportal.ru). — URL: <a href="https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikhobedinenii/library/2019/02/27/deti-inofony" target="_blank">https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikhobedinenii/library/2019/02/27/deti-inofony</a> (data obrashcheniya: 05.09.2023).
9. 13. Хорошилова Л. М. Проект социальной адаптации обучающихся-инофонов дошкольного возраста «Детсад мультикультурный» / Л. М. Хорошилова. — Кемерово, 2022.
10. Khoroshilova L. M. Proekt sotsial’noi adaptatsii obuchayushchikhsya-inofonov doshkol’nogo vozrasta «Detsad mul’tikul’turnyi» / L. M. Khoroshilova. — Kemerovo, 2022.
11. 14. Хорошилова Л. М. Развитие профессиональной компетентности педагогов, работающих с обучающимися разных национальностей: [16+] / Л. М. Хорошилова; Кемеровский гос. ун-т. — Кемерово: б.и., 2023. — 172 с.: табл. — URL: <a href="https://biblioclub.ru/" target="_blank">https://biblioclub.ru/</a> index.php?pag
12. Khoroshilova L. M. Razvitie professional’noi kompetentnosti pedagogov, rabotayushchikh s obuchayushchimisya raznykh natsional’nostei: [16+] / L. M. Khoroshilova; Kemerovskii gos. un-t. — Kemerovo: b.i., 2023. — 172 s.: tabl. — URL: <a href="https://biblioclub.ru/" target="_blank">https://biblioclub.ru/</a>
13. 15. Шмырева Н. А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития / Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан. — Кемерово, 2002. — 100 c.
14. Shmyreva N. A. Pedagogicheskie sistemy: nauchnye osnovy, upravlenie, perspektivy razvitiya / N.
15. 16. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетенции будущего специалиста (на примере курсантов академии МВД): дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Щеглова — Омск, 2005. — С. 15.
16. Shcheglova E. M. Razvitie polikul’turnoi kompetentsii budushchego spetsialista (na primere kursantov akademii MVD): dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08 / E. M. Shcheglova — Omsk, 2005. — S. 15.
17. 1. Антюхов А. В. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности выпускников вуза [Электронный ресурс] / А. В. Антюхов, Н. Ф. Фомин. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentno" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentno</a>
18. Antyukhov A. V. Teoreticheskaya model’ formirovaniya professional’noi kompetentnosti vypusknikov vuza [Elektronnyi resurs]/ A.V.Antyukhov, N.F.Fomin. — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/teoreticheskaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentno
19. 2. Арсалиев Ш. М.-Х. Методология современной этнопедагогики / Ш. М.-Х. Арсалиев. — Москва: Гелиос АРВ, 2013. — 520 с.
20. Arsaliev Sh. M.-Kh. Metodologiya sovremennoi etnopedagogiki / Sh. M.-Kh. Arsaliev. — Moskva: Gelios ARV, 2013. — 520 s.
21. 3. Данилова Л. Ю. Формирование поликультурной компетентности студента: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Данилова. — Оренбург, 2007. — С. 15.
22. Danilova L. Yu. Formirovanie polikul’turnoi kompetentnosti studenta: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / L. Yu. Danilova. — Orenburg, 2007. — S. 15.
23. 4. Дёркина С. А. Воспитание подрастающего поколения в духе национальных традиций и культуры в условиях детского сада / С. А. Дёркина, О. Р. Титова // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. — 2018. — № 26.
24. Derkina S. A. Vospitanie podrastayushchego pokoleniya v dukhe natsional’nykh traditsii i kul’tury v usloviyakh detskogo sada / S. A. Derkina, O. R. Titova // Vestnik KhGU im. N. F. Katanova. — 2018. — No. 26.
25. 5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. — Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
26. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul’tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya / I. A. Zimnyaya. — Moskva: Issledovatel’skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004.
27. 6. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования / Г. М. Коджаспирова. — Москва: Альфа, 1993. — 117 с.
28. Kodzhaspirova G. M. Teoriya i praktika professional’nogo pedagogicheskogo samoobrazovaniya / G. M. Kodzhaspirova. — Moskva: Al’fa, 1993. — 117 s.
29. 7. Кульчицкая И. Ю. Оценка профессиональных компетенций педагога дополнительного образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога / сост. И. Ю. Кульчицкая, Е. А. Нарыжная, В. П. Жилина. — Ставрополь: МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г
30. Kul’chitskaya I. Yu. Otsenka professional’nykh kompetentsii pedagoga dopolnitel’nogo obrazovaniya v usloviyakh vnedreniya professional’nogo standarta pedagoga /
31. 8. Лысакова И. П. Русский язык для мигрантов: РКИ или РКН? (к вопросу о содержании терминов) / И. П. Лысакова // XXXVIII Междунар. филологическая конф. (Санкт-Петербург, 16–20 марта 2009 г.). // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. —
32. Lysakova I. P. Russkii yazyk dlya migrantov: RKI ili RKN? (k voprosu o soderzhanii terminov) / I. P. Lysakova // XXXVIII Mezhdunar. filologicheskaya konf. (SanktPeterburg, 16–20 marta 2009 g.). // Russkii yazyk kak inostrannyi i metodika ego prepodavaniya

Остальные статьи