Воспитание у военнослужащих чувства сопричастности к Родине социально-культурными средствами
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воспитания чувства принадлежности к Родине у военнослужащих, выполняющих профессиональные задачи за пределами Российской Федерации, социально-культурными средствами, раскрываются особенности реализации в воспитании военнослужащих наглядно-художественного оформления военных городков, процесса воспитания, а также педагогические условия повышения эффективности данного процесса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 151-158 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_151 |
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации выполняют боевые задачи в условиях проведения специальной военной операции на Украине и на протяжении длительного времени находятся за пределами государственной границы. Время отдыха, которое предоставляется личному составу в виде краткосрочных отпусков, увольнений из расположений подразделений, а также мероприятия, связанные с выводом военнослужащих в безопасные районы (как правило, в приграничные с Украиной районы), не всегда эффективно влияют на морально-политическое и психологическое состояние военнослужащих.
При длительном нахождении в отрыве от дома, семьи, малой родины военнослужащего рано или поздно начинает тянуть обратно, появляется тоска, ощущение, перерастающее в чувство принадлежности к чему-то родному, близкому. Известный русский философ И. А. Ильин писал об этом следующее: «Война насильственно вдвинула в наши души один общий предмет; она противопоставила нашему мелкому повседневному “здесь” — некое великое “там” и потрясла нас этим “там” до корня. То, что было здесь, не исчезло после начала войны, но наряду с ним выдвинулось что-то новое и, может быть, даже заслонило повседневность. Каждая душа услышала зов и от каждой протянулась куда-то нить, напряглась и задрожала, и связала душу с другими в одном, сразу, далеком и близком “там”. Все нити встретились в этом общем пункте и скрепили народ в единство. Все, что “оттуда”, стало важным; ибо то, что “там”, оказалось родным и дорогим, и существенным... Оно — наше; оно — общее» [6, с. 9–10]. В своих произведениях И. А. Ильин описывает именно чувство принадлежности к Родине, которое возникает у каждого, кто находится от нее далеко, поэтому вопрос о воспитании чувства принадлежности к Родине у военнослужащих и в настоящее время является актуальным.
Важную роль в процессе воспитания у военнослужащих чувства принадлежности к Родине играет проводимая в ВС РФ на вновь присоединенных территориях военно-политическая работа, при этом социально-культурным средствам в ней отводится большое значение.
Анализ современной практики воспитания военнослужащих показывает, что одним из педагогических условий, повышающим эффективность воспитательного воздействия, выступает наглядно-художественное оформление воинских городков. Правильно оформленный городок напоминает каждому военнослужащему о Родине. При этом наглядно-художественное оформление является составной частью культурно-художественного оформления соединений, воинских частей и организаций [3].
Военный городок — территория с расположенными на ней зданиями и сооружениями, предназначенная для размещения одной или нескольких воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации [9]. На территории военных городков устанавливается регламентированный унифицированный порядок, направленный на поддержание высокой боевой готовности. Каждый элемент военного городка имеет свое функциональное предназначение и содержится в режиме, способствующем полноценной жизнедеятельности личного состава воинской части.