Дата публикации: 01.10.2023

Воспитание у военнослужащих чувства сопричастности к Родине социально-культурными средствами

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы воспитания чувства принадлежности к Родине у военнослужащих, выполняющих профессиональные задачи за пределами Российской Федерации, социально-культурными средствами, раскрываются особенности реализации в воспитании военнослужащих наглядно-художественного оформления военных городков, процесса воспитания, а также педагогические условия повышения эффективности данного процесса.




В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации выполняют боевые задачи в условиях проведения специальной военной операции на Украине и на протяжении длительного времени находятся за пределами государственной границы. Время отдыха, которое предоставляется личному составу в виде краткосрочных отпусков, увольнений из расположений подразделений, а также мероприятия, связанные с выводом военнослужащих в безопасные районы (как правило, в приграничные с Украиной районы), не всегда эффективно влияют на морально-политическое и психологическое состояние военнослужащих.

При длительном нахождении в отрыве от дома, семьи, малой родины военнослужащего рано или поздно начинает тянуть обратно, появляется тоска, ощущение, перерастающее в чувство принадлежности к чему-то родному, близкому. Известный русский философ И. А. Ильин писал об этом следующее: «Война насильственно вдвинула в наши души один общий предмет; она противопоставила нашему мелкому повседневному “здесь” — некое великое “там” и потрясла нас этим “там” до корня. То, что было здесь, не исчезло после начала войны, но наряду с ним выдвинулось что-то новое и, может быть, даже заслонило повседневность. Каждая душа услышала зов и от каждой протянулась куда-то нить, напряглась и задрожала, и связала душу с другими в одном, сразу, далеком и близком “там”. Все нити встретились в этом общем пункте и скрепили народ в единство. Все, что “оттуда”, стало важным; ибо то, что “там”, оказалось родным и дорогим, и существенным... Оно — наше; оно — общее» [6, с. 9–10]. В своих произведениях И. А. Ильин описывает именно чувство принадлежности к Родине, которое возникает у каждого, кто находится от нее далеко, поэтому вопрос о воспитании чувства принадлежности к Родине у военнослужащих и в настоящее время является актуальным.

Важную роль в процессе воспитания у военнослужащих чувства принадлежности к Родине играет проводимая в ВС РФ на вновь присоединенных территориях военно-политическая работа, при этом социально-культурным средствам в ней отводится большое значение.

Анализ современной практики воспитания военнослужащих показывает, что одним из педагогических условий, повышающим эффективность воспитательного воздействия, выступает наглядно-художественное оформление воинских городков. Правильно оформленный городок напоминает каждому военнослужащему о Родине. При этом наглядно-художественное оформление является составной частью культурно-художественного оформления соединений, воинских частей и организаций [3].

Военный городок — территория с расположенными на ней зданиями и сооружениями, предназначенная для размещения одной или нескольких воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий Вооруженных Сил Российской Федерации [9]. На территории военных городков устанавливается регламентированный унифицированный порядок, направленный на поддержание высокой боевой готовности. Каждый элемент военного городка имеет свое функциональное предназначение и содержится в режиме, способствующем полноценной жизнедеятельности личного состава воинской части.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90–100. — DOI: 10.51
2. 2. Алёхин И. А. Философия образования: история, проблемы, перспективы / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2017. — № 2 (66). — С. 3–16.
3. 3. Бардыго Н. С. Художественное оформление и дизайн / Н. С. Бардыго, А. И. Болотов, В. И. Федотов. — Москва : ВУ, 2004. — 157 с. — Текст: непосредственный.
4. 4. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-04359-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
5. 5. Востоков Е. И. Идейно-художественный анализ произведений изобразительного искусства / Е. И. Востоков. — Москва : ВПА, 1985. — С. 5–6.
6. 6. Ильин И. А. Духовный смысл войны / И. А. Ильин. — Москва, 1915. — С. 7–25.
7. 7. Колношенко В. И. Опыт организации культурно-досуговой работы в группировке Российских Вооруженных Сил в САР / В. И. Колношенко, О. В. Колношенко // Военный академический журнал. — 2018. — № 2 (18). — С. 44–53.
8. 8. Ленин В. И. О литературе и искусстве / В. И. Ленин. — Москва : Художественная литература, 1967. — С. 663.
9. 9. Министерство обороны Российской Федерации // МО РФ: [сайт] — URL: <a href="https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=4452" target="_blank">https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=4452</a> @morfDictionary (дата обращения: 17.10.2023).
10. 10. Полукаров Д. Г. Военная культура как фактор формирования морально-политических качеств военнослужащих / Д. Г. Полукаров, Б. В. Воробьев, Т. Н. Герасимова // Военный академический журнал. — 2021. — № 3 (31). — С. 37–44.

Остальные статьи