Дата публикации: 31.12.2022

Возможности опоры на педагогические идеи К. Д. Ушинского в творческом развитии обучающихся в контексте дополнительного художественного образования

Аннотация

В статье авторы рассуждают об актуальности воззрений великого ученого-педагога К. Д. Ушинского в наши дни, поскольку современные реалии цифровизации общества обостряют вопрос культурной сущности и формирования личности юного человека. Именно на занятиях искусством в дополнительном образовании, по мнению авторов, применимы ресурсы народной педагогики по Ушинскому. Среди главных направлений предлагаются воспитание молодежи в соответствии с национальной системой ценностей и личностно ориентированный подход к занятиям для достижения творческого развития обучающихся. В качестве примера анализируется содержание занятий в вокальной студии типового учреждения среднего профессионального образования.




Обращение к педагогическим идеям К. Д. Ушинского в современных условиях образования, развивающегося в соответствии с вызовами информационной техногенной эпохи, обусловлено рядом факторов: — во-первых, в учении выдающегося педагога обоснован целостный поход

к формированию и развитию личности, картины мира, в которой человек воспринимается как единая универсальная ценность;

— во-вторых, из положений, выдвинутых Ушинским, вытекает вывод о том,

что культурная сущность человека является системоообразующим компонентом его целостности. Такая педагогическая традиция утверждает модель «человека понимающего», в основе которой — идея духовного взаимообогащения на основе постижения опыта познания природы, познания друг друга. В работах К. Д. Ушинского глубоко продуманы принципы подлинно народной педагогики, опирающейся на традиции национальной культуры, ее архетипические начала, отраженные прежде всего в народном искусстве с его природосообразностью, преемственностью, синкретичностью, целостностью образной системы. Инновационными для своего времени являются положения Ушинского о значимости в образовании погружения растущего человека в стихию национальной культуры — прежде всего через знание народного языка. Согласно Ушинскому, детей нужно растить на лучших образцах родной культуры, именно это станет плодотворной питательной основой для настоящего гражданина своей страны.

Анализ позитивного педагогического опыта доказывает, что в таких педагогических условиях происходит активизация творческого потенциала и, как следствие, самосознания обучающихся. Ведь «сознательное Я» человека нуждается в педагогически организованном обращении к ценностным моделям мира в разных формах культуры, в том числе национальной.

Список литературы

1. Беккерман П. Б. Педагогические ситуации творческого развития студентов колледжа / П. Б. Беккерман, О. В. Стукалова // Педагогика искусства. — 2011. — № 2. — С. 10–15.
2. Беккерман П. Б. Специфика работы преподавателя дополнительного образования: современные аспекты / П. Б. Беккерман, О. В. Стукалова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 2. — С. 58–60.
3. Беккерман П. Б. Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля: на примере дополнительного художественного образования : дис. … канд. пед. наук / П. Б. Беккерман. — М., 2016. — 234 с.
4. Степанова Л. А. Воспитание речевой культуры / Л. А. Степанова // Педагогика. — 2016. — № 5. — С. 80–88.
5. Стукалова О. В. Сущность и функции искусства с позиций современного гуманитарного знания и актуальных проблем образования / О. В. Стукалова // Педагогика искусства. — 2011. — № 1. — С. 47–57.
6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова: в 6 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский ; Акад. пед. наук СССР. — М., 1988.

Остальные статьи