Эмоциональный «репертуар» музыканта-исполнителя
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье является эмоциональный «фонд» музыканта-исполнителя, обеспечивающий наполнение эмоциональной ткани музыкального произведения. Автор предлагает включить анализ содержания эмоциональной ткани в исполнительский анализ музыкального произведения, позволяющий более эффективно выстроить процесс художественной коммуникации со слушателями и вызвать у них запрограммированную художественную реакцию, эмоциональный и интеллектуальный резонанс. Даются определения эмоциональной ткани, эмоционального образа, эмоциональных представлений, эмоциональных значений — терминологического аппарата, которым пользуется психология искусства, изучая эмоциональный аспект художественного творчества, дана систематизация эмоциональных модальностей, опирающаяся на труды известных психологов, изучающих эмоциональное содержание произведений искусства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 143-150 |
УДК | 159.928 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_143 |
Сверхзадача музыканта-исполнителя — создание выразительного художественного образа, который проецируется художественным миром творца на внутренний мир слушателя и вызывает в нем интеллектуальный и эмоциональный резонанс посредством эстетических эмоций, порожденных причинами духовного порядка. Акцент на содержательной стороне художественного творчества, понимание ее первостепенной значимости объясняет смещение в настоящее время внимания ученых и педагогов-практиков с технологической стороны творческого процесса на образно-смысловую уже с первых шагов обучения и воспитания будущего музыканта-исполнителя. Постижение последней проходит несколько фаз, таких как:
— любование, вслушивание, наполнение исполнителем себя музыкой по принципу «Я не думаю — я волнуюсь!» (И. К. Айвазовский), прислушивание к тому отклику, который вызывает музыка в сознании и эмоционально-чувственной сфере исполнителя;
— рефлексия — мыслечувствование, когда чувства, эмоции и мышление включаются в работу, поставляя исполнителю необходимые сведения;
— рациональная работа по осмыслению всех аспектов содержания музыкального произведения — художественного мира автора, образной сферы, характеристики «персонажей-тем», их интонационной основы, эмоциональных состояний, драматургических принципов создания музыкальной формы как процесса развития, энергетики макро- и микроструктур.
Особое место в первичном анализе должно быть отведено анализу эмоциональной сферы, поскольку музыка апеллирует прежде всего к эмоциям и через них к воображению, фантазии и интеллекту, к осмыслению полученных впечатлений. К сожалению, чаще всего до эмоционального анализа у исполнителя руки не доходят. Он ограничивается непосредственным переживанием музыки и фиксацией основных эмоциональных состояний, отдавая дело на откуп интуиции.