Дата публикации: 01.10.2023

Эмоциональный «репертуар» музыканта-исполнителя

Аннотация

Предметом рассмотрения в статье является эмоциональный «фонд» музыканта-исполнителя, обеспечивающий наполнение эмоциональной ткани музыкального произведения. Автор предлагает включить анализ содержания эмоциональной ткани в исполнительский анализ музыкального произведения, позволяющий более эффективно выстроить процесс художественной коммуникации со слушателями и вызвать у них запрограммированную художественную реакцию, эмоциональный и интеллектуальный резонанс. Даются определения эмоциональной ткани, эмоционального образа, эмоциональных представлений, эмоциональных значений — терминологического аппарата, которым пользуется психология искусства, изучая эмоциональный аспект художественного творчества, дана систематизация эмоциональных модальностей, опирающаяся на труды известных психологов, изучающих эмоциональное содержание произведений искусства.




Сверхзадача музыканта-исполнителя — создание выразительного художественного образа, который проецируется художественным миром творца на внутренний мир слушателя и вызывает в нем интеллектуальный и эмоциональный резонанс посредством эстетических эмоций, порожденных причинами духовного порядка. Акцент на содержательной стороне художественного творчества, понимание ее первостепенной значимости объясняет смещение в настоящее время внимания ученых и педагогов-практиков с технологической стороны творческого процесса на образно-смысловую уже с первых шагов обучения и воспитания будущего музыканта-исполнителя. Постижение последней проходит несколько фаз, таких как:

— любование, вслушивание, наполнение исполнителем себя музыкой по принципу «Я не думаю — я волнуюсь!» (И. К. Айвазовский), прислушивание к тому отклику, который вызывает музыка в сознании и эмоционально-чувственной сфере исполнителя;

— рефлексия — мыслечувствование, когда чувства, эмоции и мышление включаются в работу, поставляя исполнителю необходимые сведения;

— рациональная работа по осмыслению всех аспектов содержания музыкального произведения — художественного мира автора, образной сферы, характеристики «персонажей-тем», их интонационной основы, эмоциональных состояний, драматургических принципов создания музыкальной формы как процесса развития, энергетики макро- и микроструктур.

Особое место в первичном анализе должно быть отведено анализу эмоциональной сферы, поскольку музыка апеллирует прежде всего к эмоциям и через них к воображению, фантазии и интеллекту, к осмыслению полученных впечатлений. К сожалению, чаще всего до эмоционального анализа у исполнителя руки не доходят. Он ограничивается непосредственным переживанием музыки и фиксацией основных эмоциональных состояний, отдавая дело на откуп интуиции.

Список литературы

1. 11. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства / Д. А. Леонтьев. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1998. — 108 с.
2. 20. Gordon W. J. Synectics, the Development of Creative Capacity / W. J. Gordon. — Harper, New York, 1961. — 323 p.
3. 19. Cameron J. The Artist’s Way: A Spiritual Path to Higher Creativity / J. Cameron. — New York, 2003. — 445 p.
4. 18. Burkhart R. C. Spontaneous and Deliberate Ways of Learning / R. C. Burkhart. — Scranton International Textbook Co., 1962. — 167 p.
5. 17. Bar-On R. The Emotional Quotient Inventory (EQI): Technical Manual / R. BarOn. — Toronto : Multi-Health System, 1997. — 345 p.
6. 16. Arnheim R. Toward a Psyсhology of Art / R. Arnheim. — Univ. of Calif. Press, 1966. — 324 p.
7. 15. Якобсон П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. — Москва : Знание, 1971. — 123 с.
8. 14. Яворский Б. Л. Воспоминания, статьи, письма / Б. Л. Яворский. — 2-е изд. — Москва, 1972. — 437 с.
9. 13. Юркевич В. С. Проблема эмоционального интеллекта / В. С. Юркевич // Вестник практического психолога образования. — 2005. — № 3. — С. 4–10.
10. 12. Ражников В. Г. Новая профессия: детский арт-психолог / В. Г. Ражников. — Москва, 2006. — 87 с.
11. 1. Бойко В. В. Психоэнергетика / В. В. Бойко. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 416 с.
12. 10. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — Москва : Прогресс-Традиция, 2000. — 135 с.
13. 9. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах воздействия музыки / В. В. Медушевский. — Москва : Музыка, 1976. — 208 с.
14. 8. Маркус С. А. История музыкальной эстетики. Романтизм и борьба эстетических направлений / С. А. Маркус. — Москва : Музыка, 1968. — 523 с.
15. 7. Ильин И. А. Одинокий художник / И.А. Ильин. — Москва : Искусство, 1993. — 246 с.
16. 6. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. — Санкт-Петербург, 2021. — 385 с.
17. 5. Дорфман Л. Я. Эмоции в искусстве / Л. Я. Дорфман. — Москва, 1997. — 310 с.
18. 4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 310 с.
19. 3. Вундт В. Фантазия как основа искусства / В. Вундт. — Санкт-Петербург, 1914. — 187 с.
20. 2. Вундт В. Основы искусства / В. Вундт. — Санкт-Петербург, 1910. — 290 с.

Остальные статьи