Становление методической компетентности в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности
Аннотация
В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность методической компетентности в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности, определена ее структура, этапы становления. Представлены результаты исследования рефлексивно-оценочного компонента методической компетентности будущих педагогов в воспитании. На основе оценивания будущими педагогами своих знаний, умений по методике воспитательной работы выявлены дефициты в методической компетентности. Доказана важность улучшения содержательно-процессуального компонента методической компетентности педагога. Охарактеризован модуль подготовки его к воспитательной работе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 125-134 |
УДК | 378.147.34 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_125 |
Происходящие в современном обществе социально-политические изменения внесли свои коррективы в требования к содержанию и уровню готовности педагогов к воспитательной деятельности. Соответственно, необходим пересмотр некоторых подходов к процессу становления методической компетентности будущих педагогов в процессе их подготовки к воспитательной деятельности. Активный интерес к проблеме становления методической компетентности будущих педагогов прослеживается в исследованиях последнего десятилетия, посвященных различным ее аспектам.
Л. И. Акулова, В. Ф. Поберезкая, С. Н. Терентьева акцентируют внимание на проблеме формирования методической компетентности у будущих педагогов, обучающихся в классических вузах, в которых, по мнению авторов, слабым звеном является методическая подготовка студентов. Предлагая условия формирования методической компетентности будущих педагогов, авторы основываются на идее соотнесения данной компетентности с трудовыми действиями, обозначенными в профессиональном стандарте «Педагог». Исходя из этого, они выделяют исследовательско-методические, информационно-методические и учебно-методические условия формирования методической компетентности будущих педагогов [1].
М. В. Касперко указывает в структуре методической компетентности на единство теоретической и практической готовности студентов к решению профессиональных задач, в том числе «в условиях неопределенности и непредсказуемости» [5, с. 17]. Основой же формирования методической компетентности будущего учителя он называет практический интеллект.
Организационно-стимулирующий аспект сущности методической компетентности прослеживается в работах Н. Г. Масюковой, которая вполне обоснованно включает методическую компетентность в структуру профессиональной компетентности педагога, а среди перечня основных признаков методической компетентности педагога выделяет в том числе «способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творчество» [9, с. 68].
И. В. Кузнецова придает сущности методической компетентности будущих педагогов личностный оттенок, называя ее интегративным качеством личности и указывая в структуре такие ее компоненты, как самоактуализация, самообразование и проектирование собственной педагогической деятельности на высоком уровне мотивации [7].