Стимулирующее влияние изучаемого материала на развитие мотивации магистрантов к обучению
Аннотация
В статье представлен авторский подход к развитию мотивации у обучающихся магистратуры через задания, направленные на развитие критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации. Акцент сделан на работу с обучающимися магистратуры, которые трудятся в системе среднего профессионального образования инженерной направленности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 114-124 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_114 |
Введение
В современных условиях развития российского общества изменяется отношение к системе среднего профессионального образования, особенно в профессиях инженерной направленности. Отметим, что, по данным ВЦИОМ, у старшеклассников, начиная с 2010 года, повышается интерес к обучению в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО). По свидетельству министра просвещения РФ Сергея Кравцова, «более половины (63 %) школьников после окончания девятого класса выбирают поступление в СПО» [3]. В ходе ранее проведенного исследования [1; 4] было установлено, что актуальной задачей повышения уровня обучения в СПО является реальная подготовка преподавателей к воспитанию учащейся молодежи. Вместе с тем при обследовании 123 образовательных учреждений СПО России выявлено, что преподаватели инженерных дисциплин, кураторы, мастера в основном не имеют педагогического образования. Как правило, большинство из них получили переподготовку на курсах повышения квалификации, что не является достаточной подготовкой слушателей курсов к воспитательной деятельности. В связи с этим в РГПУ имени А. И. Герцена была разработана магистерская программа по профилю «Воспитательный потенциал инженерного образования», которая реализуется с 2022 года. Миссия программы направлена на то, чтобы способствовать развитию профессиональной компетентности магистрантов в области воспитания тех, кто работает и учится в системе инженерного образования. Ранее было отмечено, что «период ранней юности — это период формирования личности, когда роль наставника и педагога приобретает особенно важное значение в выборе дальнейшего пути. Именно поэтому, наряду с профессиональными педагогическими навыками передачи знаний по своей учебной дисциплины, преподаватель СПО должен быть не менее профессиональным воспитателем, наставником» [4].
Уникальность данной программы состоит в том, что выпускники магистратуры смогут осознанно применять в практике образовательной деятельности сопровождение и поддержку обучающихся в СПО, а также обучающихся инженерных классов в их самоопределении и самоактуализации.
Реализация принципа «Образование через всю жизнь» приобрела ключевое значение в формировании профессионально-личностного саморазвития человека как субъекта собственной жизни. Одной из ведущих образовательных задач магистерской программы по профилю «Воспитательный потенциал инженерного образования» является предоставление возможностей магистранту стать наставником в вопросах формирования престижа профессии инженера у учащейся молодежи.
С этой задачей непосредственно связано осуществление готовности выпускника магистратуры применять на практике социальные навыки, такие как критическое мышление, креативность, кооперация и коммуникация.