Дата публикации: 01.10.2023

Стимулирующее влияние изучаемого материала на развитие мотивации магистрантов к обучению

Аннотация

В статье представлен авторский подход к развитию мотивации у обучающихся магистратуры через задания, направленные на развитие критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации. Акцент сделан на работу с обучающимися магистратуры, которые трудятся в системе среднего профессионального образования инженерной направленности.




Введение

В современных условиях развития российского общества изменяется отношение к системе среднего профессионального образования, особенно в профессиях инженерной направленности. Отметим, что, по данным ВЦИОМ, у старшеклассников, начиная с 2010 года, повышается интерес к обучению в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее СПО). По свидетельству министра просвещения РФ Сергея Кравцова, «более половины (63 %) школьников после окончания девятого класса выбирают поступление в СПО» [3]. В ходе ранее проведенного исследования [1; 4] было установлено, что актуальной задачей повышения уровня обучения в СПО является реальная подготовка преподавателей к воспитанию учащейся молодежи. Вместе с тем при обследовании 123 образовательных учреждений СПО России выявлено, что преподаватели инженерных дисциплин, кураторы, мастера в основном не имеют педагогического образования. Как правило, большинство из них получили переподготовку на курсах повышения квалификации, что не является достаточной подготовкой слушателей курсов к воспитательной деятельности. В связи с этим в РГПУ имени А. И. Герцена была разработана магистерская программа по профилю «Воспитательный потенциал инженерного образования», которая реализуется с 2022 года. Миссия программы направлена на то, чтобы способствовать развитию профессиональной компетентности магистрантов в области воспитания тех, кто работает и учится в системе инженерного образования. Ранее было отмечено, что «период ранней юности — это период формирования личности, когда роль наставника и педагога приобретает особенно важное значение в выборе дальнейшего пути. Именно поэтому, наряду с профессиональными педагогическими навыками передачи знаний по своей учебной дисциплины, преподаватель СПО должен быть не менее профессиональным воспитателем, наставником» [4].

Уникальность данной программы состоит в том, что выпускники магистратуры смогут осознанно применять в практике образовательной деятельности сопровождение и поддержку обучающихся в СПО, а также обучающихся инженерных классов в их самоопределении и самоактуализации.

Реализация принципа «Образование через всю жизнь» приобрела ключевое значение в формировании профессионально-личностного саморазвития человека как субъекта собственной жизни. Одной из ведущих образовательных задач магистерской программы по профилю «Воспитательный потенциал инженерного образования» является предоставление возможностей магистранту стать наставником в вопросах формирования престижа профессии инженера у учащейся молодежи.

С этой задачей непосредственно связано осуществление готовности выпускника магистратуры применять на практике социальные навыки, такие как критическое мышление, креативность, кооперация и коммуникация.

Список литературы

1. 1. Гладкая И. В. Проектирование программы магистратуры «Воспитательный потенциал инженерного образования» / И. В. Гладкая, А. Г. Козлова // Инженерное образование и его пропедевтика в эпоху цифровизации общества — Формирование престижа профессии инженера
2. 2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург : Питер, 2012 — 434 с. — (Серия «Мастера психологии»).
3. 3. Качество образования. Новости. 13.04.2023. Текст: электронный. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2023/4/19/quality_of_education/22619-okolo_63_devyatiklassnikov_vybirayut_postupat_v_spo?ysclid=llbzijt3r7778345713" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2023/4/19/quality_of_education/22619-okolo_63_devyatiklassnikov_vybirayut_postupat_v_spo?ysclid=llbzijt3r7778345713</a> (дата обращения: 15.08.2023).
4. 4. Козлова А. Г. Профессиональное совершенствование педагогов в магистратуре по профилю «Воспитательный потенциал инженерного образования» / А. Г. Козлова, И. В. Гладкая // Среднее профессиональное образование. — 2023. — № 6 (334). — С. 33– 38. — EDN: SJL
5. 5. Козлова А. Г. Дискуссия в чате на тему: «Шоковая педагогика: за и против» / А. Г. Козлова // Актуальные проблемы педагогических практик: полемика магистрантов : сб. науч.-практ. статей. — Санкт-Петербург : ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2020. — С. 9
6. 6. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 108–117.
7. 7. Маслоу А. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Маслоу. — 3-е изд. — СанктПетербург : Питер, 2019.— 400 с. — (Серия «Мастера психологии»).
8. 8. Популяризация инженерных достижений : материалы вузовской конференции магистрантов (Санкт-Петербург, 24 февраля 2023 г.). Том Выпуск 1 / под ред. А. Г. Козловой, И. В. Гладкой, В. Г. Денисовой. — Санкт-Петербург : ЧУ ДПО «Академия Востоковедения», 2023
9. 9. Радиопередача «Профессия инженера вчера, сегодня и завтра — калейдоскоп встреч». Радио Мария. Текст: электронный. — URL: <a href="https://www.youtube.com/" target="_blank">https://www.youtube.com/</a> watch?v=Cr0Axa7dkFY (дата обращения: 21.08.2023).
10. 10. Хуторской А. В. Интериоризация и экстериоризация в образовании [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Вестник Института образования человека. — 2022. — № 1. — С. 4. — URL: <a href="https://eidos-institute.ru/journal" target="_blank">https://eidos-institute.ru/journal</a> (дата обращения: 23.12.2023). — EDN: FSPF

Остальные статьи