Дата публикации: 01.10.2023

Развитие творческого потенциала у студентов вузов культуры на основе синергетического подхода

Аннотация

Статья представляет значимость формирования творческой направленности у студентов, обучающихся в вузах культуры, с использованием синергетического подхода. Автор стремится выявить, как совместное действие различных факторов, включая образовательные методы, окружение и саморазвитие, способствует развитию творческого потенциала будущих специалистов в сфере культуры.




Современная педагогическая парадигма диктует необходимость активизации некоторых смысловых основ, составляющих традиционные концепты психолого-педагогических взглядов. Сегодня, когда вызовы извне и внутреннее состояние аномии становятся привычными для молодого поколения, очень важным становится факт понимания, что постепенно все научно-педагогическое сообщество приближается к точке бифуркации, когда старые нормы и принципы, еще четко работавшие несколько лет назад, уже не являются смыслосодержащими для нынешней ситуации [1, с. 236].

В связи с этим актуальность заявленной темы определяется необходимостью решения вопросов формирования творческой направленности будущих преподавателей сферы музыкального исполнительства как высококвалифицированных кадров для социально-культурной сферы с учетом современных требований к специалистам, а также положений Основ культурной политики РФ.

Теория синергетики сегодня снова набирает сущностные обороты. Все когда-то открытые принципы и идеи синергетического подхода сегодня могут стать одной из базовых парадигм для современной системы образования и воспитания.

Вузы культуры, являясь уникальным, немного обособленным сегментом высшего образования, в силу своей специфики сегодня находятся в авангарде передовых идей, на которые возлагает надежды современный социум нашего государства. Еще в начале ХХ века Эмиль Дюркгейм утверждал, что образовательные цели в концентрированном виде должны содержать реальные общественные потребности, а взаимодействие потребностей, целей и идеалов — выступать в качестве основания динамических процессов системы образования [5, с. 225]. Эти высказывания ученого дают нам основание утверждать, что именно через знаниевую базу учителей культурно-эстетического профиля и творческую направленность, которая закладывается подрастающему поколению посредством включения в различного рода культурно-образовательные и исполнительские практики, можно достичь положительного эффекта, который так необходим сегодня России.

Список литературы

1. 10. Pokay A. Predicting achicvement early and late in the semester: The role of motivation and use of learning strategies / A. Pokay, P. C. Blumenfeld // Journal of Educational Psychology. — 1990. — Vol. 82. — P. 41–50.
2. 9. Feather N. T. Human values global self-esteem, and belief in a just world / N. T. Feather // Journal of Personality. — 1991. — Vol. 59 (I). — P. 83–107.
3. Prangishvili A. S. Issledovaniya po psikhologii ustanovki / A. S. Prangishvili. — Tbilisi : In-t psikhologii im. D. N. Uznadze, 1967. — 238 s. — S. 81.
4. 8. Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки / А. С. Прангишвили. — Тбилиси: Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе, 1967. — 238 с. — С. 81.
5. Mingazova L. P. Razvitie tvorcheskoi napravlennosti lichnosti uchastnika studencheskogo samodeyatel’nogo vokal’no-khorovogo kollektiva: dis. ... kand. ped. nauk / L. P. Mingazova. — Kazan’, 2006. — 172 s. — S. 27.
6. 7. Мингазова Л. П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: дис. ... канд. пед. наук / Л. П. Мингазова. — Казань, 2006. — 172 с. — С. 27.
7. Kalimullina O. A. Formirovanie tvorcheskoi napravlennosti studencheskoi molodezhi v usloviyakh dosugovoi deyatel’nosti: sinergeticheskii podkhod / O. A. Kalimullina. — Kazan’ : Kazanskii gosudarstvennyi universitet kul’tury i iskusstv, 2014. — S. 236.
8. 6. Калимуллина О. А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход / О. А. Калимуллина. — Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2014. — С. 236.
9. Dyurkgeim E. Sotsiologiya obrazovaniya / E. Dyurkgeim. — Moskva: INTOR, 1996. — S. 225.
10. 5. Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. — Москва: ИНТОР, 1996. — С. 225.
11. Vereshchagina I. M. Sotsial’no-kul’turnaya podderzhka khobbi kak lichnostnoi lyubitel’skoi initsiativy: dis. ... kand. ped. nauk / I. M. Vereshchagina. — Barnaul : Alt. gos. akad. kul’tury i iskusstv, 2008. — S. 181.
12. 4. Верещагина И. М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: дис. ... канд. пед. наук / И. М. Верещагина. — Барнаул: Алт. гос. акад. культуры и искусств, 2008. — С. 181.
13. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti / L. I. Bozhovich: pod red. D. I. Fel’dshteina. — Izd. 2-e, ster. — Moskva: Institut prakticheskoi psikhologii; Voronezh: MODEK, 1997. — S. 352.
14. 3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович: под ред. Д. И. Фельдштейна. — Изд. 2-е, стер. — Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. — С. 352.
15. Bakhtina I. P. Razvitie tvorcheskoi lichnosti pedagoga dopolnitel’nogo obrazovaniya detei v malykh gorodakh: dis. ... kand. ped. nauk / I. P. Bakhtina. — Chelyabinsk : MGUKI, 2007. — S. 226.
16. 2. Бахтина И. П. Развитие творческой личности педагога дополнительного образования детей в малых городах: дис. ... канд. пед. наук / И. П. Бахтина. — Челябинск: МГУКИ, 2007. — С. 226.
17. Avanesova G. A. Kul’turno-dosugovaya deyatel’nost’: Teoriya i praktika organizatsii: ucheb. posobie dlya studentov vuzov / G. A. Avanesova. — Moskva: Aspekt Press, 2006. — S. 236.
18. 1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — Москва: Аспект Пресс, 2006. — С. 236.

Остальные статьи