Региональный компонент культуроведческой подготовки будущих учителей иностранного языка
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы культуроведческой подготовки будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности с использованием регионального компонента, который имеет интегрированный характер и предполагает систематическое и последовательное включение лингвистического материала о культуре родного края, региона в процесс обучения иностранным языкам, подготовки к межкультурному диалогу.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 78-84 |
УДК | 37.013:008 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_78 |
В современной сложной социокультурной обстановке требуется внимание и целенаправленный подход к развитию и воспитанию подрастающего поколения. Практика убеждает в необходимости формирования духовного мира, культурных, нравственных ценностей обучающихся с учетом региональной составляющей в процессе преподавания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, межкультурного диалога.
Известно, что понимание другой культуры возможно на основе знаний о своем родном регионе, о культуре родной страны (Дмитренко Т. А., Жукова Т. А., Калугина М. В., Чилингарян М. В.) [8; 9;10; 13]. Незнание ценностей культуры является причиной недоразумений, недопонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации (Бек У., König L., Thomas A.) [1; 17; 19].
Культура рассматривается во многих исследованиях как особая форма жизнедеятельности людей, как форма созидания духовных ценностей, как «обработка, совершенствование души». Культура как воспитание, образование, развитие, просвещение является основой обучения [2; 15].
Содержание иноязычного образования состоит также из элементов культуры. Передать молодому поколению содержание культуры, накопленной человечеством, — основная задача образования. В педагогических исследованиях (Сафонова В. В., Corti A., Kobler H. P., Müller St.) уже давно рассматривается культуроведческий подход в подготовке учителя как прикладная ветвь культурологии [11; 14; 16; 18].
В исследованиях В. В. Сафоновой идеи культурной социализации образовательного содержания реализуются в моделях социокультурного образования, в котором обучение студентов культурологии сочетается с обучением межкультурному общению, то есть обучение иностранному языку рассматривается в настоящее время педагогами, методистами как обучение иноязычной культуре [11].