Дата публикации: 01.10.2023

Региональный компонент культуроведческой подготовки будущих учителей иностранного языка

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы культуроведческой подготовки будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности с использованием регионального компонента, который имеет интегрированный характер и предполагает систематическое и последовательное включение лингвистического материала о культуре родного края, региона в процесс обучения иностранным языкам, подготовки к межкультурному диалогу.




В современной сложной социокультурной обстановке требуется внимание и целенаправленный подход к развитию и воспитанию подрастающего поколения. Практика убеждает в необходимости формирования духовного мира, культурных, нравственных ценностей обучающихся с учетом региональной составляющей в процессе преподавания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, межкультурного диалога.

Известно, что понимание другой культуры возможно на основе знаний о своем родном регионе, о культуре родной страны (Дмитренко Т. А., Жукова Т. А., Калугина М. В., Чилингарян М. В.) [8; 9;10; 13]. Незнание ценностей культуры является причиной недоразумений, недопонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации (Бек У., König L., Thomas A.) [1; 17; 19].

Культура рассматривается во многих исследованиях как особая форма жизнедеятельности людей, как форма созидания духовных ценностей, как «обработка, совершенствование души». Культура как воспитание, образование, развитие, просвещение является основой обучения [2; 15].

Содержание иноязычного образования состоит также из элементов культуры. Передать молодому поколению содержание культуры, накопленной человечеством, — основная задача образования. В педагогических исследованиях (Сафонова В. В., Corti A., Kobler H. P., Müller St.) уже давно рассматривается культуроведческий подход в подготовке учителя как прикладная ветвь культурологии [11; 14; 16; 18].

В исследованиях В. В. Сафоновой идеи культурной социализации образовательного содержания реализуются в моделях социокультурного образования, в котором обучение студентов культурологии сочетается с обучением межкультурному общению, то есть обучение иностранному языку рассматривается в настоящее время педагогами, методистами как обучение иноязычной культуре [11].

Список литературы

1. 19. Thomas A. Interkulturelle Kommunikation: Sind wir darauf Vorbereitet? / A. Thomas // FU. — 1994. — No. 5. — S. 321–323.
2. 18. Müller S. Interkulturelle Kommunikation / S. Müller, K. Gelbrich. — München: Vahlen, 2013. — S. 84.
3. 17. König L. Unterricht kultur theorie: Kulturelles Lernen im Fremdsprachenunterricht gemeinsam anders denken [Electronic resource] / L. König, B. Schädlich, C. Surkamp. — Heidelberg: J B. Metzler, 2022 (Literatur-, Kultur- und Sprachvermittlung: LiKuS).
4. 16. Kobler H. P. Neue Lehrer brauchen das Land. Kommuniration und Lernen / H. P. Kobler. — Kiepenheuer & Witsch, 1995. — 340 S.
5. 15. Hallet W. Editorial. On the cultural dimensions of surveillance [Electronic resource] / W. Hallet, W. Schniedermann // On Culture. — 2018. — Iss. 6. — URL: <a href="https://www.on-culture.org/journal/issue-6/editorial-surveillance" target="_blank">https://www.on-culture.org/journal/issue-6/editorial-surveillance</a> (date of the application 20.0
6. 14. Corti A. Kulturelle Inhalte im Fremdsprachenunterricht. Eine Untersuchung der Auswahlkriterien am Beispiel von Lehrplänen des Spanischen als Fremdsprache, 2019, in Regina Schleicher and Gisella Zenga (eds.), Autonomie, Bildung und Ökonomie. Theorie un
7. Chilingaryan M. V. Model’ professional’noi podgotovki budushchikh uchitelei k realizatsii regional’noi yazykovoi obrazovatel’noi politiki / M. V. Chilingaryan // Vestnik Pomor. un-ta. Seriya: Guman. i sots. nauki. — 2010. — № 4. — S. 155–159.
8. 13. Чилингарян М. В. Модель профессиональной подготовки будущих учителей к реализации региональной языковой образовательной политики / М. В. Чилингарян // Вестник Помор. ун-та. Серия: Гуман. и соц. науки. — 2010. — № 4. — С. 155–159.
9. FGOS. Normativnye dokumenty uchitelyu inostrannogo yazyka [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-inostrannogo-yazyka" target="_blank">https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-inostrannogo-yazyka</a> (data obrashcheniya: 20.07.2023).
10. 12. ФГОС. Нормативные документы учителю иностранного языка [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-inostrannogo-yazyka" target="_blank">https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-inostrannogo-yazyka</a> (дата обращения: 20.07.2023).
11. Safonova V. V. Izuchenie yazyka mezhdunarodnogo obshcheniya v kontekste dialoga kul’tur i tsivilizatsii / V. V. Safonova. — Voronezh, 1996. — 232 s.
12. 11. Сафонова В. В. Изучение языка международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. — Воронеж, 1996. — 232 с.
13. Kalugina L. M. Pedagogicheskie usloviya razvitiya inoyazychnogo obshcheniya shkol’nikov: dis. … kand. ped. nauk / L. M. Kalugina. — Moskva, 1998. — 187 s.
14. 10. Калугина Л. М. Педагогические условия развития иноязычного общения школьников: дис. … канд. пед. наук / Л. М. Калугина. — Москва, 1998. — 187 с.
15. Zhukova T. A. Izmeneniya sistemy podgotovki pedagogov k mezhkul’turnomu vzaimodeistviyu (na materiale regional’nykh vuzov Rossii i Germanii): avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.02 / T. A. Zhukova. — Sankt-Peterburg, 2022. — 45 s.
16. 9. Жукова Т. А. Изменения системы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию (на материале региональных вузов России и Германии): автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Жукова. — Санкт-Петербург, 2022. — 45 с.
17. Dmitrenko T. A. K probleme povysheniya kvalifikatsii i professional’noi perepodgotovki uchitelei i prepodavatelei inostrannogo yazyka na poroge 21 veka / T. A. Dmitrenko // Kul’tura nenasiliya — budushchee chelovechestva: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-
18. 8. Дмитренко Т. А. К проблеме повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей и преподавателей иностранного языка на пороге 21 века / Т. А. Дмитренко // Культура ненасилия — будущее человечества: сб. материалов Междунар. науч.-практ. кон
19. Degtyareva O. A. Rol’ ispol’zovaniya kul’turovedcheskikh materialov v obuchenii inostrannomu yazyku [Elektronnyi resurs] / O. A. Degtyareva // Internauka. — 2020. — № 41 (170). — URL: <a href="http://internauka.org/joumal/science/internauka/170" target="_blank">http://internauka.org/joumal/science/internauka/170</a> (data obrashcheniya
20. 7. Дегтярева О. А. Роль использования культуроведческих материалов в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / О. А. Дегтярева // Интернаука. — 2020. — № 41 (170). — URL: <a href="http://internauka.org/joumal/science/internauka/170" target="_blank">http://internauka.org/joumal/science/internauka/170</a> (дата обращения: 20.07.
21. Glumova E. P. Metodika obucheniya organizatsii mezhkul’turnogo obshcheniya na materiale regional’nogo komponenta: Nemetskii yazyk, yazykovoi vuz: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / E. P. Glumova. — Nizhnii Novgorod, 2006. — 24 s.
22. 6. Глумова Е. П. Методика обучения организации межкультурного общения на материале регионального компонента: Немецкий язык, языковой вуз: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. П. Глумова. — Нижний Новгород, 2006. — 24 с.
23. Gerasimenko L. I. Kontent-analiz ponyatiya «Pedagogicheskie usloviya» [Elektronnyi resurs] / L. I. Gerasimenko. — URL: <a href="https://nsportal.ru/VUZ/PEDAGOGICHESKIE" target="_blank">https://nsportal.ru/VUZ/PEDAGOGICHESKIE</a> NAUKI/LIBRARY/2019/03/29/KONTENT-ANALIZ-PONYATIYA-PEDAGOGICHESKIEUSLOVIYA (data obrashcheniya: 2
24. 5. Герасименко Л. И. Контент-анализ понятия «Педагогические условия» [Электронный ресурс] / Л. И. Герасименко. — URL: <a href="https://nsportal.ru/VUZ/" target="_blank">https://nsportal.ru/VUZ/</a> PEDAGOGICHESKIE-NAUKI/LIBRARY/2019/03/29/KONTENT-ANALIZPONYATIYA-PEDAGOGICHESKIE-USLOVIYA (дата обращения: 25.08
25. Burkova O. I. Aktivnye formy obucheniya dialogu kul’tur / O. I. Burkova // Obrazovanie v Rossii: istoriya, opyt, problemy, perspektivy: nauchnyi zhurnal. — 2019. — № 1 (10). — S. 11–15.
26. 4. Буркова О. И. Активные формы обучения диалогу культур / О. И. Буркова // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы: научный журнал. — 2019. — № 1 (10). — С. 11–15.
27. Burkova O. I. Podgotovka uchitelya k mezhkul’turnoi kommunikatsii: ucheb. posobie dlya studentov i prepodavatelei ped. srednikh spetsial’nykh i vysshikh uchebnykh zavedenii / O. I. Burkova. — Krasnodar: Kubanskii gos. un-t, 2021. — 164 s.
28. 3. Буркова О. И. Подготовка учителя к межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. средних специальных и высших учебных заведений / О. И. Буркова. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. — 164 с.
29. Burkova O. I. Kul’turovedcheskii podkhod podgotovki budushchego uchitelya inostrannogo yazyka k mezhkul’turnoi kommunikatsii / O. I. Burkova // Germanistika v sovremennom nauchnom prostranstve: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Krasnodar, 7 fev
30. 2. Буркова О. И. Культуроведческий подход подготовки будущего учителя иностранного языка к межкультурной коммуникации / О. И. Буркова // Германистика в современном научном пространстве: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Краснодар, 7 февраля 2020
31. Bek U. Chto takoe globalizatsiya? Oshibka globalizma — otvety na globalizatsiyu / U. Bek. — Moskva: Progress-Traditsiya, 2001. — 304 s.
32. 1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибка глобализма — ответы на глобализацию / У. Бек. — Москва: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.

Остальные статьи