Дата публикации: 01.10.2023

Профессиональная деятельность преподавателя: трансформирование и трансформации

Аннотация

Модернизация системы отечественного образования связана с введением разнообразных инноваций. Стремительные темпы происходящих изменений, усложнение задач по обеспечению качества образования в условиях его информатизации и цифровизации, постоянно возрастающие требования к профессионализму и компетентности преподавателей обусловили постоянное трансформирование самой профессиональной деятельности педагогов и разнообразные трансформации выполняемых ими функций, статусно-ролевых позиций, используемого педагогического инструментария. В статье представлены результаты изучения и анализа некоторых аспектов рассматриваемой тематики для обоснования авторской позиции о возможностях и перспективах реализации субъект-субъектной парадигмы образования в интерактивных формах совместной творческой деятельности за счет самоорганизации каждого участника в процессе обучения (преподавание + учение).




Понятие «глобальные трансформации» чаще всего трактуется как масштабные изменения, реальные преобразования (социальные, экономические, политические, культурные, правовые), динамично происходящие в конце ХХ — начале ХХI века. Несомненно, процесс и результаты этих преобразований оказывают непосредственное влияние и на трансформации каждого человека, обеспечивая некий внутренний сдвиг, приводящий его в соответствие с высочайшим потенциалом. Они являются основой каждого важного аспекта нашей жизни, оказывают влияние на наше мировоззрение, отношение к миру и понимание нашего места в нем.

Любая социальная трансформация характеризуется заданной и (или) формируемой мерой необходимых изменений, в процессе которых осуществляется отбор наиболее существенного и перспективного, происходит адаптация общества к изменению среды посредством создания и реализации моделей, проектов, программ, технологий, направленных на разрешение уже имеющихся или возникающих новых противоречий.

Модернизация системы отечественного образования, реформирование образовательного пространства, смена образовательных технологий непосредственно отразились на профессиональной деятельности вузовских педагогов в структурном, функциональном и методическом аспектах. В отечественной научной литературе [1; 2; 3; 5; 7; 8; 10; 11; 12; 13] постоянно и достаточно подробно характеризуется существующее состояние и разнопланово анализируются возникающие проблемы преподавательской деятельности. Комплексный анализ целого ряда публикаций позволил нам условно выделить четыре группы основных (наиболее часто упоминаемых) проблем: активизация познавательной деятельности обучающихся; организация совместной деятельности преподавателя и студентов на занятиях и во внеаудиторной работе; развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса; использование современных образовательных технологий.

При этом отдельно отметим, что авторы публикаций, характеризуя необходимость и возможности изменений, используют два термина: «трансформация» и «трансформирование» [1; 2; 4; 7]. В одних случаях данные понятия трактуются как синонимичные, в других — как самостоятельные. Мы рассматриваем данные категории как взаимосвязанные, взаимодополняющие, взаимозависимые, но не взаимозаменяемые, то есть в чем-то синонимичные, но не идентичные. В данном контексте определим их инвариативные признаки: нацеленность на разнообразие изменений (содержание, структура, функции, ориентиры, позиции, инструментарий); ориентированность на оба компонента профессиональной деятельности преподавателя (научно-исследовательская и преподавательская); временные рамки; планируемые и полученные результаты, — а также выделим следующие особенности:

— понятие «трансформирование» в большей степени и детально характеризуется как процесс (сложный, длительный, постоянный, последовательный, поступательный) и включает описание механизмов организации, обеспечения, прогнозирования перспектив;

Список литературы

1. 14. Altbach P. G. Higher Education in the New Century. McGrill Peterson / P. G. Altbach. — Rotterdam: Sense Publishers, 2007. — P. 15.
2. Fakhrutdinova R. A. Osnovnye funktsii prepodavatelya v interaktivnykh tekhnologiyakh obucheniya / R. A. Fakhrutdinova, I. D. Vasil’eva // V sb: Problemy razvitiya sovremennoi nauki : sb. nauch. statei po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekater
3. 13. Фахрутдинова Р. А. Основные функции преподавателя в интерактивных технологиях обучения / Р. А. Фахрутдинова, И. Д. Васильева // В сб: Проблемы развития современной науки: сб. науч. статей по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15
4. San’ko A. M. Funktsii prepodavatelei vuzov v sovremennykh usloviyakh / A. M. San’ko // Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. — 2019. — T. 25, № 1. — S. 57–62.
5. 12. Санько А. М. Функции преподавателей вузов в современных условиях / А. М. Санько // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25, № 1. — С. 57–62.
6. Rossiiskoe obrazovanie — 2020: model’ obrazovaniya dlya innovatsionnoi ekonomiki. Materialy dlya obsuzhdeniya / Ya. I. Kuz’minov, I. M. Remorenko, B. L. Rudnik i dr. // Voprosy obrazovaniya. — 2008. — № 1. — S. 32–64.
7. 11. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материалы для обсуждения / Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник и др. // Вопросы образования. — 2008. — № 1. — С. 32–64.
8. Remorenko I. M. Perekhod k innovatsionnoi ekonomike: vozmozhnosti i ogranicheniya dlya sistemy obrazovaniya/ I.M.Remorenko// Voprosy obrazovaniya. — 2011.— №3.— S.54–72.
9. 10. Реморенко И. М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования / И. М. Реморенко // Вопросы образования. — 2011. — № 3. — С. 54–72.
10. Osmaeva E. I. Fasilitativnaya funktsiya prepodavatelya v povyshenii produktivnosti kollektivnoi issledovatel’skoi deyatel’nosti budushchikh bakalavrov / E. I. Osmaeva // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2021. — № 6 (91). — S. 121–123.
11. 9. Осмаева Э. И. Фасилитативная функция преподавателя в повышении продуктивности коллективной исследовательской деятельности будущих бакалавров / Э. И. Осмаева // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 6 (91). — С. 121–123.
12. Odinokaya M. A. Rol’ i funktsii sovremennogo prepodavatelya v obespechenii kachestva professional’noi podgotovki vypusknikov vuza v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda / M. A. Odinokaya // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. — 2019
13. 8. Одинокая М. А. Роль и функции современного преподавателя в обеспечении качества профессиональной подготовки выпускников вуза в условиях компетентностного подхода / М. А. Одинокая // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8,
14. Markova T. L. Transformatsiya professional’noi deyatel’nosti prepodavatelya v sovremennom vuze / T. L. Markova // Strategii razvitiya sotsial’nykh obshchnostei, institutov i territorii: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ekaterinburg, 21–22 apr
15. 7. Маркова Т. Л. Трансформация профессиональной деятельности преподавателя в современном вузе / Т. Л. Маркова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 21– 22 апреля 2017
16. Klets T. I. Funktsii i rol’ prepodavatelya v interaktivnom obuchenii / T. I. Klets // Trudy Pskovskogo politekhnicheskogo instituta. — 2008. — № 11. — S. 52–54.
17. 6. Клец Т. И. Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении / Т.И.Клец// Труды Псковского политехнического института. — 2008.— №11.— С. 52–54.
18. Karpenko O. M. Rol’ i funktsii prepodavatelya obrazovatel’noi organizatsii vysshego obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya / O. M. Karpenko // Chelovecheskii kapital. — 2020. — № 54 (136). — S. 18–23.
19. 5. Карпенко О. М. Роль и функции преподавателя образовательной организации высшего образования в условиях цифровизации образования / О. М. Карпенко // Человеческий капитал. — 2020. — № 54 (136). — С. 18–23.
20. Zeer E. F. Transformatsiya funktsii prepodavatelei vysshei shkoly v usloviyakh neopredelennosti: postanovka problemy / E. F. Zeer, T. M. Rezer, N. V. Symanyuk // Obrazovanie i nauka. — 2023. — T. 25, № 5. — S. 12–48.
21. 4. Зеер Э. Ф. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы / Э. Ф. Зеер, Т. М. Резер, Н. В. Сыманюк // Образование и наука. — 2023. — Т. 25, № 5. — С. 12–48.
22. Burganova L. A. Sotsial’nye riski tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya / L. A. Burganova // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. — 2019. — № 4. — S. 224–227.
23. 3. Бурганова Л. А. Социальные риски цифровизации высшего образования / Л.А.Бурганова // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — №4. — С. 224–227.
24. Bashmakova E. I. Transformirovanie funktsii prepodavatelya vysshei shkoly v period pandemii / E. I. Bashmakova // V sb.: IV Moiseevskie chteniya. Doklady i materialy Obshcheros. (nats.) nauch. konf. (Moskva, 15–16 aprelya 2021 g.). — Moskva, 2021. — S. 17
25. 2. Башмакова Е. И. Трансформирование функций преподавателя высшей школы в период пандемии / Е. И. Башмакова // В сб.: IV Моисеевские чтения. Доклады и материалы Общерос. (нац.) науч. конф. (Москва, 15–16 апреля 2021 г.). — Москва, 2021. — С. 173–179.
26. Banshchikova T. N. Transformatsiya funktsii i soderzhaniya professional’nopedagogicheskoi deyatel’nosti prepodavatelya vuza / T. N. Banshchikova // V sb. : Proektirovanie obrazovatel’nykh traektorii studentov v vuze : materialy I Mezhdunar. nauch.-metod.
27. 1. Банщикова Т. Н. Трансформация функций и содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза / Т. Н. Банщикова // В сб.: Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе: материалы I Междунар. науч.-метод. конф. (Кисловод

Остальные статьи