Профессиональная деятельность преподавателя: трансформирование и трансформации
Аннотация
Модернизация системы отечественного образования связана с введением разнообразных инноваций. Стремительные темпы происходящих изменений, усложнение задач по обеспечению качества образования в условиях его информатизации и цифровизации, постоянно возрастающие требования к профессионализму и компетентности преподавателей обусловили постоянное трансформирование самой профессиональной деятельности педагогов и разнообразные трансформации выполняемых ими функций, статусно-ролевых позиций, используемого педагогического инструментария. В статье представлены результаты изучения и анализа некоторых аспектов рассматриваемой тематики для обоснования авторской позиции о возможностях и перспективах реализации субъект-субъектной парадигмы образования в интерактивных формах совместной творческой деятельности за счет самоорганизации каждого участника в процессе обучения (преподавание + учение).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 70-77 |
УДК | 378:371.134 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_70 |
Понятие «глобальные трансформации» чаще всего трактуется как масштабные изменения, реальные преобразования (социальные, экономические, политические, культурные, правовые), динамично происходящие в конце ХХ — начале ХХI века. Несомненно, процесс и результаты этих преобразований оказывают непосредственное влияние и на трансформации каждого человека, обеспечивая некий внутренний сдвиг, приводящий его в соответствие с высочайшим потенциалом. Они являются основой каждого важного аспекта нашей жизни, оказывают влияние на наше мировоззрение, отношение к миру и понимание нашего места в нем.
Любая социальная трансформация характеризуется заданной и (или) формируемой мерой необходимых изменений, в процессе которых осуществляется отбор наиболее существенного и перспективного, происходит адаптация общества к изменению среды посредством создания и реализации моделей, проектов, программ, технологий, направленных на разрешение уже имеющихся или возникающих новых противоречий.
Модернизация системы отечественного образования, реформирование образовательного пространства, смена образовательных технологий непосредственно отразились на профессиональной деятельности вузовских педагогов в структурном, функциональном и методическом аспектах. В отечественной научной литературе [1; 2; 3; 5; 7; 8; 10; 11; 12; 13] постоянно и достаточно подробно характеризуется существующее состояние и разнопланово анализируются возникающие проблемы преподавательской деятельности. Комплексный анализ целого ряда публикаций позволил нам условно выделить четыре группы основных (наиболее часто упоминаемых) проблем: активизация познавательной деятельности обучающихся; организация совместной деятельности преподавателя и студентов на занятиях и во внеаудиторной работе; развитие творческих способностей субъектов образовательного процесса; использование современных образовательных технологий.
При этом отдельно отметим, что авторы публикаций, характеризуя необходимость и возможности изменений, используют два термина: «трансформация» и «трансформирование» [1; 2; 4; 7]. В одних случаях данные понятия трактуются как синонимичные, в других — как самостоятельные. Мы рассматриваем данные категории как взаимосвязанные, взаимодополняющие, взаимозависимые, но не взаимозаменяемые, то есть в чем-то синонимичные, но не идентичные. В данном контексте определим их инвариативные признаки: нацеленность на разнообразие изменений (содержание, структура, функции, ориентиры, позиции, инструментарий); ориентированность на оба компонента профессиональной деятельности преподавателя (научно-исследовательская и преподавательская); временные рамки; планируемые и полученные результаты, — а также выделим следующие особенности:
— понятие «трансформирование» в большей степени и детально характеризуется как процесс (сложный, длительный, постоянный, последовательный, поступательный) и включает описание механизмов организации, обеспечения, прогнозирования перспектив;