Тьюторские технологии развития профессиональных компетенций педагогических кадров региона (на примере Кемеровской области)
Аннотация
В статье представлен опыт работы тьюторов — специалистов, сопровождающих процессы развития и совершенствования компетенций педагогов в их профессиональной деятельности (на примере Кемеровской области). Одним из успешных педагогических инструментов в работе таких специалистов являются тьюторские технологии, которые реализуются в Кузбассе более 10 лет. Представлена характеристика данных технологий. Определены профессиональные компетентности педагогов (когнитивная, операционально-технологическая, личностная), представлена динамика их развития с 2013 по 2023 год. Определены организационные формы реализации тьюторских технологий. Приведены примеры использования технологий в работе с педагогами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 61-69 |
УДК | 378.12 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_61 |
Сегодня в условиях преобразования российского образования в методологических принципах, вошедших в текст Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», обозначен системно-деятельностный подход. Целями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) всех видов и уровней образования являются:
— формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
— включение обновленного содержательного аспекта в контекст решения приоритетных жизненных задач, а также реализация личностного потенциала обучающегося [4].
Наряду с целями обозначены направленности реализации стандартов: условия, программное обеспечение и результаты (предметные, метапредметные и личностные), которые задают вектор движения всех участников образовательного процесса в реализации умений (усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося).
Современный этап обновления знаний человека и изменения общества в целом ставит перед российской системой образования принципиально новую задачу, а именно преобразование знаний, направленных на образование и воспитание людей, действующих и мыслящих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к результативному и творческому управлению своей собственной деятельностью и деятельностью других людей для достижения единых приоритетных целей.