Дата публикации: 01.10.2023

Тьюторские технологии развития профессиональных компетенций педагогических кадров региона (на примере Кемеровской области)

Аннотация

В статье представлен опыт работы тьюторов — специалистов, сопровождающих процессы развития и совершенствования компетенций педагогов в их профессиональной деятельности (на примере Кемеровской области). Одним из успешных педагогических инструментов в работе таких специалистов являются тьюторские технологии, которые реализуются в Кузбассе более 10 лет. Представлена характеристика данных технологий. Определены профессиональные компетентности педагогов (когнитивная, операционально-технологическая, личностная), представлена динамика их развития с 2013 по 2023 год. Определены организационные формы реализации тьюторских технологий. Приведены примеры использования технологий в работе с педагогами.




Сегодня в условиях преобразования российского образования в методологических принципах, вошедших в текст Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», обозначен системно-деятельностный подход. Целями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) всех видов и уровней образования являются:

— формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

— включение обновленного содержательного аспекта в контекст решения приоритетных жизненных задач, а также реализация личностного потенциала обучающегося [4].

Наряду с целями обозначены направленности реализации стандартов: условия, программное обеспечение и результаты (предметные, метапредметные и личностные), которые задают вектор движения всех участников образовательного процесса в реализации умений (усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося).

Современный этап обновления знаний человека и изменения общества в целом ставит перед российской системой образования принципиально новую задачу, а именно преобразование знаний, направленных на образование и воспитание людей, действующих и мыслящих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к результативному и творческому управлению своей собственной деятельностью и деятельностью других людей для достижения единых приоритетных целей.

Список литературы

1. 1. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования / Н. Л. Галеева // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007.
2. Galeeva N. L. Sistema kompetentsii kak instrument upravleniya kachestvom obrazovaniya / N. L. Galeeva // Internet-zhurnal “Eidos”. — 2007.
3. 2. Зыкова Г. В. Формирование организационной компетентности учителя в условиях использования современных компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Г. В. Зыкова, А. С. Попов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2016. — № 2. — URL: <a href="https://cyberlen" target="_blank">https://cyberlen</a>
4. Zykova G. V. Formirovanie organizatsionnoi kompetentnosti uchitelya v usloviyakh ispol’zovaniya sovremennykh komp’yuternykh tekhnologii [Elektronnyi resurs] / G. V. Zykova, A. S. Popov // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. — 2016. — № 2. — URL: <a href="https:/" target="_blank">https:/</a>
5. 3. Микерова Г. Ж. Региональные педагогические сообщества как форма непрерывного профессионального развития учителя [Электронный ресурс] / Г. Ж. Микерова, Е. И. Прынь // Калининградский вестник образования. — 2023. — № 2 (18). — URL: <a href="https://cyberleninka.r" target="_blank">https://cyberleninka.r</a>
6. Mikerova G. Zh. Regional’nye pedagogicheskie soobshchestva kak forma nepreryvnogo professional’nogo razvitiya uchitelya [Elektronnyi resurs] / G. Zh. Mikerova, E. I. Pryn’ // Kaliningradskii vestnik obrazovaniya. — 2023. — № 2 (18). — URL: <a href="https://cyberle" target="_blank">https://cyberle</a>
7. 4. Черемисина В. Г. Тьюторские технологии в развитии профессиональных компетентностей руководящих и педагогических кадров / В. Г. Черемисина // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2018. — Т. 2, № 2 (49). — С. 37–46.
8. Cheremisina V. G. T’yutorskie tekhnologii v razvitii professional’nykh kompetentnostei rukovodyashchikh i pedagogicheskikh kadrov / V. G. Cheremisina // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. — 2018. — T. 2, № 2 (49). — S. 37–46.
9. 5. Шапошникова Н. Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / Н. Ю. Шапошникова // Вестник МГИМО. — 2015. — №3 (42). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> individualnye-obr
10. Shaposhnikova N. Yu. Individual’nye obrazovatel’nye traektorii v vuzakh Rossii i Velikobritanii: teoreticheskie aspekty [Elektronnyi resurs] / N. Yu. Shaposhnikova // Vestnik MGIMO. — 2015. — № 3 (42). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/individualny" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/individualny</a>
11. 6. Bezukladnikov K. An Outline Of An Esp Teacher Training Course / K. Bezukladnikov, B. Kruze // World Applied Sciences Journal. — 2012. — Vol. 20, No. SPL.ISS. — P. 103.
12. 7. Bezukladnlkov K. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning / K. Bezukladnlkov, B. Kruze, M. Mosina // World Applied Sciences Journal. — 2013. — Vol. 24, No. 2. — P. 201–206.
13. 8. Oskolkova V. R. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher / V. R. Oskolkova, E. V. Ozegova, B. A. Kruze // World Applied Sciences Journal. — 20
14. 9. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem / D. Palfreyman // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. — OxCHEPS, 2001.
15. 10. Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! / A. Ruan // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. — OxCHEPS, 2001.

Остальные статьи