Дата публикации: 01.01.2023

Федеральный проект Минобрнауки «Женщины: школа наставничества» и современные институты наставников

Аннотация

В статье анализируется развитие наставничества в России. Наставничество рассматривается в системе технологического разделения труда как особая практика, являющаяся носителем деятельностного знания (в отличие от предметного знания, носителем которого является учитель). Раскрывается развитие практик наставничества на примере реализованных и действующих практик «Академия наставничества» Сколково, «Женщины: школа наставничества» Минобрнауки, наставничество в акселераторах, фаблабах и др. Охарактеризован компетентностный профиль наставника. Приведены результаты исследования, а именно с какими проектами и за какой помощью обращаются студенты к наставникам. На примере анализа реализации проекта «Женщины: школа наставничества» охарактеризованы разработанные и реализуемые наставляемыми и наставницами проекты. Результаты исследования значимы для развития теории профессиональной деятельности, в которой появляется новый концепт — «наставничество» как вид особой профессиональной деятельности. Прикладное значение полученных результатов находит отражение в поисках профиля компетенций наставника и разработки профессиональных стандартов наставников.




Сегодня значимость наставничества подчеркивается на государственном уровне. Президент России подписал указ, согласно которому 2023 год станет Годом педагога и наставника.

В декабре 2022 года я была приглашена наставницей в федеральный проект Минобрнауки «Женщины: школа наставничества» [3] в трек «Наука и технологии». И это событие стало стартовой точкой осмысления наставничества как нового способа развития человека, наставничества как нового института.

В современных практиках образования и развития человека наставничество появилось как ответ на формирующуюся систему технологического разделения труда.

Наставничество появилось в ходе общественного разделения труда (social division of labour) как разделения занятий и профессий в рамках общества, а также как внутрипроизводственное разделение труда (manufacturing division of labour) в рамках отраслей, корпораций (например, наставник на производстве).

В сфере образования наставничество развивается в рамках технологического разделения труда (technological division of labor). Такое разделение труда связано с разделением типов знаний и технологий, которые строятся на этих типах знаний.

Список литературы

1. Развитие института наставничества: вопросы нормативно-правового регулирования». Круглый стол Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (16 февраля 2023 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
2. Школа наставничества // Всероссийское общественное движение «Наставники России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://наставникироссии.рф/news/" target="_blank">https://наставникироссии.рф/news/</a> v-obshhestvennoj-palate-g-moskvy-obsudili-voprosy-nastavnichestva (дата обращения: 23.01.2023).
3. Федеральный проект «Женщины: школа наставничества» объединил 75 женщинлидеров и 100 студенток российских вузов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50465 (дата обращения: 23.01.2023).
4. Территориальные акселерационные школы наставничества New Mentor [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
5. Совет Федерации: Галина Карелова стала наставником в рамках проекта «Женщины: школа наставничества» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://council.gov.ru/" target="_blank">http://council.gov.ru/</a> events/news/137567 (дата обращения: 23.01.2023).
6. Розин В. М. Рефлексия, мышление, квазирефлексивные структуры / В. М. Розин // Рефлексивные процессы и управление. — 2003. — Т. 3, № 1. — С. 40–57.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 4356-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023–2030 гг.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://static.government.ru/media/files/ilHtVCkhsk" target="_blank">http://static.government.ru/media/files/ilHtVCkhsk</a> B
8. Академия наставников. Сколково [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> academy.sk.ru/about-us (дата обращения: 23.01.2023).
9. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://government.ru/info/35566" target="_blank">http://government.ru/info/35566</a> (дата обращения: 23.01.2023).
10. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения» / сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. — Казань, 2020. — 51 с.
11. НаставниЧаю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://obr.so/nastavnichaju" target="_blank">https://obr.so/nastavnichaju</a> (дата обращения: 23.01.2023).
12. Наставники 2035 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://spo.mosmetod.ru/" target="_blank">https://spo.mosmetod.ru/</a> club-mentor-2035 (дата обращения: 23.01.2023).
13. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид // Книжная серия «Этнографическая библиотека. — М. : Наука, 1983.
14. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
15. Женщины: школа наставничества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> женщинышколанаставничества.рф (дата обращения: 23.01.2023).
16. Глобальная платформа Евразийского женского форума [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://eawf.ru" target="_blank">https://eawf.ru</a> (дата обращения: 23.01.2023).

Остальные статьи