Федеральный проект Минобрнауки «Женщины: школа наставничества» и современные институты наставников
Аннотация
В статье анализируется развитие наставничества в России. Наставничество рассматривается в системе технологического разделения труда как особая практика, являющаяся носителем деятельностного знания (в отличие от предметного знания, носителем которого является учитель). Раскрывается развитие практик наставничества на примере реализованных и действующих практик «Академия наставничества» Сколково, «Женщины: школа наставничества» Минобрнауки, наставничество в акселераторах, фаблабах и др. Охарактеризован компетентностный профиль наставника. Приведены результаты исследования, а именно с какими проектами и за какой помощью обращаются студенты к наставникам. На примере анализа реализации проекта «Женщины: школа наставничества» охарактеризованы разработанные и реализуемые наставляемыми и наставницами проекты. Результаты исследования значимы для развития теории профессиональной деятельности, в которой появляется новый концепт — «наставничество» как вид особой профессиональной деятельности. Прикладное значение полученных результатов находит отражение в поисках профиля компетенций наставника и разработки профессиональных стандартов наставников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Новое в психолого-педагогических исследованиях № 01/2023 |
Страницы | 9-19 |
УДК | 37.06 |
DOI | 10.51944/20722516_2023_1_9 |
Сегодня значимость наставничества подчеркивается на государственном уровне. Президент России подписал указ, согласно которому 2023 год станет Годом педагога и наставника.
В декабре 2022 года я была приглашена наставницей в федеральный проект Минобрнауки «Женщины: школа наставничества» [3] в трек «Наука и технологии». И это событие стало стартовой точкой осмысления наставничества как нового способа развития человека, наставничества как нового института.
В современных практиках образования и развития человека наставничество появилось как ответ на формирующуюся систему технологического разделения труда.
Наставничество появилось в ходе общественного разделения труда (social division of labour) как разделения занятий и профессий в рамках общества, а также как внутрипроизводственное разделение труда (manufacturing division of labour) в рамках отраслей, корпораций (например, наставник на производстве).
В сфере образования наставничество развивается в рамках технологического разделения труда (technological division of labor). Такое разделение труда связано с разделением типов знаний и технологий, которые строятся на этих типах знаний.