Пути повышения когнитивной безопасности современного образования
Аннотация
В статье показано, как и благодаря чему визуальная и инструментальная когнитивистика позволяет реализовать на практике принцип «обучай, исследуя — исследуй, обучая», помогающий найти пути для совершенствования образовательной и научной деятельности в условиях новой реальности с характерной для нее интенсификацией информационных потоков и ростом динамики разнообразных перемен.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 74-80 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_74 |
Одним из важнейших вопросов, связанных с обеспечением устойчивого развития общества в эпоху трансформационных процессов, был и остается вопрос о путях и методах повышения когнитивной безопасности входящих в это общество граждан — особенно социально и политически активной молодежи. В эпоху глобальной цифровизации такая значимость — следствие стремительного роста влияния активного меньшинства на все то, что сначала происходит в разнообразных социальных сетях, а затем начинает существенным образом трансформировать всю нашу повседневную жизнь, меняя и характер нашего поведения, и представления о приоритетах, и понимание морально-этических норм. А как раз политически активная молодежь и есть социальная основа такого важного с точки зрения происходящего в социальных сетях меньшинства. Причем, как отмечают многие специалисты по современным формам и методам пропаганды и сетевой коммуникации, именно в расчете на живо интересующихся всем происходящим в мире молодых эрудитов как раз и направлены многие технологические приемы той когнитивной войны, важнейшим инструментом которой стали цифровые социальные сети. И здесь мы постоянно сталкиваемся с проблемой противостояния скрытой манипуляции пользователями с помощью специальным образом подобранных визуальных образов. Поэтому не случайно усиливающийся «визуальный поворот» — увеличение доли информации, передаваемой и перерабатываемой в виде изображений, — многими педагогическими работниками все еще воспринимается как деградация нашей молодежи [1]. И основания для тревоги в связи с этим явлением у старшего поколения действительно есть. Молодежь все меньше интересуется той литературой, которую их дедушки и бабушки привыкли считать классической (современные ученики не хотят знать, что и кому на своем первом балу сказала Наташа Ростова, зачем Рахметов спал на гвоздях и в чем суть либеральных идей братьев Кирсановых), не помнят наиважнейших исторических событий (где и когда были приняты законы Хамурапи, дату ни Грюнвальдского сражения, ни Битвы при Танненберге), не видят смысла в различении таких важных понятий современной химии, как полимеры и эластомеры, в большинстве своем не в состоянии написать формулу закона Вант-Гоффа, зачастую не могут внятно объяснить суть Sp3-гибридизации и т. д. Вместо этого молодые люди зачем-то энергично осваивают новые компьютерные приложения, разного рода месседжеры и иные подобные отвлекающие их от такой нужной для жизни учебы в школе и вузе. При этом для освоения нового знания молодежь все больше использует разного рода визуализацию, а не привычные «шпалеры» текста.
По-видимому, связано это с тем, что работа с визуальными образами протекает просто быстрее и требует меньше волевых усилий при одновременном увеличении объема фактически усваиваемых знаний. Вероятно, из-за стремительного роста накапливаемой человеком информации тенденция эта неизбежно будет усиливаться. И поэтому ее не только стоит ругать, но и надо серьезно изучать, а также активно и разумно использовать для повышения качества того образования, которое по-настоящему требуется человеку и человечеству для полноценной жизни в современном мире. Вот, собственно, как раз на это и нацелена визуальная и инструментальная когнитивистика, занимающаяся исследованием и практическим применением закономерностей протекания мыслительных процессов, связанных с оперированием визуальными образами [1–3; 5; 6; 16; 18–20].
В условиях новой реальности с характерным для нее ускорением и интенсификацией всей нашей жизни визуальная и инструментальная когнитивистика в указанном выше ее понимании может стать хорошим инструментом реализации принципа «обучай, исследуя — исследуй, обу чая». Так, например, в ходе преподавания образовательных модулей «Жизненная навигация», «Технологии личностного развития» нам благодаря этому инструменту удается уже более десяти лет вести научный мониторинг того, что ежегодно приходящие первокурсники считают для себя своей мечтой, как представляют себе ее воплощение в жизнь, с какими трудностями и опасениями связывают свою жизнь в будущем [1; 4; 5; 7; 10–15; 17; 19; 20].
Подобная инструментальная диагностика также помогает показать самим студентам, какие непроизвольные реакции вызывает у них работа с различными видами визуального контента. Итоги работы студента с айтрекером, кардиокодом, полиграфом становятся предметом детального обсуждения того, что именно заинтересовало его в том или ином изображении, что конкретно это может означать и насколько его самого все это устраивает. В этом случае существенному росту когнитивной защищенности самого студента способствует повышение культуры его работы с информацией за счет освоения таких сравнительно простых алгоритмов аттестации любого контента, как, например, СВОТ-анализ. Определяя сильные и слабые стороны того, что в этом контенте содержится, оценивая возможные угрозы и предполагаемые выгоды от ориентации на подобные сведения, студенты повышают свою готовность к критическому восприятию нового в сочетании со стремлением найти ему обоснованное применение. Оценивая свое собственное состояние по схемам типа ТЭМП (телесные реакции, переживаемые эмоции, связанные с воспринимаемым контентом мысли, предполагаемое поведение), студенты существенным образом повышают уровень собственной субъектности как способности к целеполаганию и целереализации. При этом нами постоянно отмечается повышение разумности такого целеполагания, которая проявляется в стремлении ориентироваться на главное, а не на второстепенное. Растет и уровень прагматической направленности намечаемых целей, запрашиваемой и усваиваемой информации.
Чрезвычайно важно еще и то, что подобного рода мониторинг позволяет отслеживать характер происходящих изменений в том, что и как воспринимается студентами из преподаваемых дисциплин, и из того, на что они обращают внимание в цифровых социальных сетях. Это позволяет своевременно заметить деструктивные изменения в образе мышления и оперативно провести необходимую коррекцию этих процессов. Кроме того, это также позволяет на практике проверить действенность используемых преподавателем различных дидактических приемов, выделить среди них наиболее эффективные и, возможно, исключить из своей практики то, что не дает ощутимого результата.