Дата публикации: 01.10.2023

Формирование коммуникативных компетенций старших школьников в условиях проектной деятельности

Аннотация

В статье описываются результаты экспериментального исследования, направленного на формирование коммуникативных компетенций старших школьников в условиях проектной деятельности. Показано, что содержательные характеристики коммуникативных компетенций имеют недостаточный уровень сформированности у старшеклассников. Организованное воздействие в форме реализации программы формирования коммуникативных компетенций в условиях проектной деятельности способствует повышению способности к саморегуляции, в частности таких параметров, как планирование, гибкость и оценивание результатов. На основании результатов делается вывод о возможности формирования коммуникативных компетенций старших школьников средствами проектной деятельности. Обоснована эффективность поэтапного и системного использования метода проектной работы для формирования коммуникативных компетенций старшеклассников.




Введение

Появление новых технологий, внедрение искусственного интеллекта в рабочую среду и быстрые темпы изменений влекут за собой трансформации в системе образования, в частности изменения в коммуникативной среде, выдвигают новые требования к коммуникативным компетенциям учащихся [14]. Особенности формирования коммуникативных компетенций на современном этапе психолого-педагогической науки представлены рядом научных исследований, имеющих разрозненный характер. В работах Н. Д. Арутюновой, В. И. Блинова, Л. А. Введенской, Е. В. Клюева рассмотрены вопросы организации эффективной речевой коммуникации. Коммуникативные компетенции в контексте решения коммуникативных задач представлены в работах В. А. Кан-Калика, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, Л. В. Фарисенкова. Интерес к формированию коммуникативных компетенций в школьном возрасте в условиях проектной деятельности обусловлен внедрением соответствующих технологий работы в образовательный процесс [15].

В ряде работ, например [4; 7], компетенция рассматривается с позиций деятельностного подхода в качестве установки на деятельность.

Структуру компетенции можно характеризовать в педагогическом и психологическом контексте. В модели коммуникативной компетенции Н. Розова выделяются три ее компонента: смысловой, проблемно-практический и специализированный, последний зависит от вида дисциплины, по которой производится формирование компетенции [6]. Указанные аспекты также более характерны для деятельностного подхода к рассматриваемому явлению, мы полагаем, что необходимо добавить в рассмотрение личностно-психологический аспект [2].

В отечественной литературе коммуникативная компетенция рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия [1]. В контексте теории обучения иностранным языкам Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез дают определение коммуникативной компетенции через способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания [3]. Коммуникативные компетенции часто относят к числу социальных навыков. Социальные навыки — это способности, необходимые для взаимодействия и общения. Эти навыки позволяют вербально или невербально общаться с использованием языка тела, звуков, жестов или внешнего вида. Эти способности формируются посредством обучения, а уровень проявления варьируется в зависимости от стадии формирования личности, социальных и ситуативных факторов. Подростковый возраст — это этап развития, на котором социальные способности становятся важным требованием для социальной интеграции и стремления к самоутверждению и контролю. Ведущая деятельность подростков — общение, именно поэтому мы можем рассматривать данный возрастной этап как сенситивный для формирования коммуникативных компетенций. В этот период самоуважение, качество жизни и самооценка часто оказываются связаны именно с коммуникативными компетенциями.

Список литературы

1. 1. Амирханова С. В. Становление идентичности молодежи в современном российском обществе риска : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / С. В. Амирханова. — Казань, 2009. — 173 с.
2. 2. Ащеулова К. А. Проектная деятельность как условие формирования коммуникативных компетенций обучающихся / К. А. Ащеулова // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе : материалы симпозиума в рамках XVI (XLVIII) Междунар. науч. конф.
3. 3. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — Москва : Академия, 2009.
4. 4. Мироненко Е. С. Компетенции XXI века vs образование XXI века / Е. С. Мироненко // Вопросы территориального развития. — 2019. — Вып. 2 (47). — С. 3–15.
5. 5. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е. С. Полат // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — Москва : Академия, 2010. — С. 193–200.
6. 6. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе / Н. С. Розов. — Москва, 1993.
7. 7. Сергеев А. Г. Компетентность и компетенции : монография / А. Г. Сергеев. — Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. — 107 с.
8. 8. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры / В. Ф. Сидоренко // Вопросы философии. — 1984. — № 10. — С. 86–99.
9. 9. Age, period, and cohort trends in mood disorder indicators and suicide-related outcomes in a nationally representative dataset, 2005–2017 / J. M. Twenge, A. B. Cooper, T. E. Joiner et al. // Journal of Abnormal Psychology. — 2019. — DOI: 10.1037/abn000
10. 10. Adolescents’ real-time social and affective experiences of online and face-to-face interactions / R. Achterhof, O. J. Kirtley, M. Schneider et al. // Computers in Human Behavior. — 2022. — Vol. 129. — P. 107159. — DOI: 10.1016/j.chb.2021.107159
11. 11. A meta-analysis of longitudinal peer influence effects in childhood and adolescence / M. Giletta, S. Choukas-Bradley, M. Maes et al. // Psychological Bulletin. — 2021. — Vol. 147 (7). — P. 719–747. — DOI: 10.1037/bul0000329
12. 12. Odgers C. L. Annual Research Review: Adolescent mental health in the digital age: facts, fears, and future directions / C. L. Odgers, M. R. Jensen // J Child Psychol Psychiatr. — 2020. — Vol. 61. — P. 336–348. — DOI: 10.1111/jcpp.13190
13. 13. Solmi M. Age at onset of mental disorders worldwide: large-scale meta-analysis of 192 epidemiological studies / M. Solmi, J. Radua, M. Olivola // Mol Psychiatry. — 2022. — Vol. 27. — P. 281–295. — DOI: 10.1038/s41380-021-01161-7
14. 14. Voogt J. A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies / J. Voogt, N. Pareja-Roblin // Journal of Curriculum Studies. — 2012. — Vol. 44 (3). — P. 299–321. — DOI: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
15. 15. Wagner T. The Global Achievement Gap: Why Even Our Best Schools Don’t Teach the New Survival Skills Our Children Need — And What We Can Do About It [Electronic resource] / T. Wagner. — Basic Books, 2008. — 321 p. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> b-ok.org/book/1084653/

Остальные статьи