Формирование коммуникативных компетенций старших школьников в условиях проектной деятельности
Аннотация
В статье описываются результаты экспериментального исследования, направленного на формирование коммуникативных компетенций старших школьников в условиях проектной деятельности. Показано, что содержательные характеристики коммуникативных компетенций имеют недостаточный уровень сформированности у старшеклассников. Организованное воздействие в форме реализации программы формирования коммуникативных компетенций в условиях проектной деятельности способствует повышению способности к саморегуляции, в частности таких параметров, как планирование, гибкость и оценивание результатов. На основании результатов делается вывод о возможности формирования коммуникативных компетенций старших школьников средствами проектной деятельности. Обоснована эффективность поэтапного и системного использования метода проектной работы для формирования коммуникативных компетенций старшеклассников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 49-60 |
УДК | 159.9.07 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_49 |
Введение
Появление новых технологий, внедрение искусственного интеллекта в рабочую среду и быстрые темпы изменений влекут за собой трансформации в системе образования, в частности изменения в коммуникативной среде, выдвигают новые требования к коммуникативным компетенциям учащихся [14]. Особенности формирования коммуникативных компетенций на современном этапе психолого-педагогической науки представлены рядом научных исследований, имеющих разрозненный характер. В работах Н. Д. Арутюновой, В. И. Блинова, Л. А. Введенской, Е. В. Клюева рассмотрены вопросы организации эффективной речевой коммуникации. Коммуникативные компетенции в контексте решения коммуникативных задач представлены в работах В. А. Кан-Калика, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова, Л. В. Фарисенкова. Интерес к формированию коммуникативных компетенций в школьном возрасте в условиях проектной деятельности обусловлен внедрением соответствующих технологий работы в образовательный процесс [15].
В ряде работ, например [4; 7], компетенция рассматривается с позиций деятельностного подхода в качестве установки на деятельность.
Структуру компетенции можно характеризовать в педагогическом и психологическом контексте. В модели коммуникативной компетенции Н. Розова выделяются три ее компонента: смысловой, проблемно-практический и специализированный, последний зависит от вида дисциплины, по которой производится формирование компетенции [6]. Указанные аспекты также более характерны для деятельностного подхода к рассматриваемому явлению, мы полагаем, что необходимо добавить в рассмотрение личностно-психологический аспект [2].
В отечественной литературе коммуникативная компетенция рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия [1]. В контексте теории обучения иностранным языкам Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез дают определение коммуникативной компетенции через способность человека понимать и порождать иноязычные высказывания [3]. Коммуникативные компетенции часто относят к числу социальных навыков. Социальные навыки — это способности, необходимые для взаимодействия и общения. Эти навыки позволяют вербально или невербально общаться с использованием языка тела, звуков, жестов или внешнего вида. Эти способности формируются посредством обучения, а уровень проявления варьируется в зависимости от стадии формирования личности, социальных и ситуативных факторов. Подростковый возраст — это этап развития, на котором социальные способности становятся важным требованием для социальной интеграции и стремления к самоутверждению и контролю. Ведущая деятельность подростков — общение, именно поэтому мы можем рассматривать данный возрастной этап как сенситивный для формирования коммуникативных компетенций. В этот период самоуважение, качество жизни и самооценка часто оказываются связаны именно с коммуникативными компетенциями.