Дата публикации: 01.10.2023

Педагогические идеи А. С. Макаренко в контексте профессиональной подготовки будущих офицеров

Аннотация

В статье раскрыты сущность и содержание ведущих педагогических идей выдающегося отечественного классика советской педагогики А. С. Макаренко и определены основные направления их использования в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Раскрыты принципиальные отличия обучения от воспитания, специфика «командной педагогики», критическая позиция А. С. Макаренко к оппонентам официальной педагогики. Отражена акцентуация методологических положений, базирующихся на фундаментальных основах педагогической концепции А. С. Макаренко, и представлены его практико-ориентированные достижения, реально и потенциально нацеленные на решение государственной задачи воспитания нового человека в системе формирования коллектива как средства построения будущего страны и человечества.




Введение

В переходные эпохи общественного развития педагогика всегда обращалась к философии и наследию великих мыслителей, чтобы найти в них фундаментальную научную основу. В настоящее время наступила очередная ситуация, когда необходимо определенным образом актуализировать обращение педагогики к обозначенному контексту. Сегодня стремление к комфорту, богатству, власти наполняет жизнь человека различными опасностями. Чтобы человеку спасти самого себя, необходимо правильно расставлять приоритеты. Современное время требует обращения к признанным трудам выдающихся классиков гуманитарной мысли. 

Развитие системы российского образования осуществляется сегодня в новых исторических условиях, касающихся не только нашей страны, но и других стран, что связано с принципиальным изменением геополитического пространства мира.

Все возрастающие социальные противоречия в современном обществе связаны с тем, что, с одной стороны, государство проявляет заботу о людях, которые находятся на передовом крае защиты страны и ее национального суверенитета, с другой стороны, в обществе наблюдаются раскольнические настроения, связанные с разными, возможно, несправедливыми условиями жизни людей, на долю которых выпали особые испытания [11] (например, семьи и военнослужащие, имеющие непосредственное отношение к современным войнам, специальной военной операции и различным последствиям от участия в них и др.).

Обращение к педагогической концепции родоначальника советской педагогики А. С. Макаренко актуализируется необходимостью решения сложнейших задач, проблемно появляющихся в российском обществе и образовании. Успешность решения этих задач должна обусловливаться пониманием необходимости создания новой формации воспитания, приобретающей всеобъемлющий характер и опирающейся на живой контекст связи истории и современности. Благополучное развитие будущего страны напрямую зависит от деятельности всех образовательных учреждений и особенно от правильной организации воспитательного процесса. А. С. Макаренко писал: «…воспитать настоящий... характер — это значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем» [7, с. 270]. Раскрывая мысль о коллективе, А. С. Макаренко подчеркивал, что «коллектив — мощный социальный организм, непременно связанный с человечеством, в солидарности всех других стран». В статье проведена параллель с фундаментальной педагогической системой А. С. Макаренко, а также предпринята попытка раскрыть актуальные вопросы воспитания, обучения и развития военнослужащих, их психологической подготовки к ведению боевых действий. Большое внимание уделено формированию общей и педагогической культуры офицеров [3].

Список литературы

1. 1. Алферов Ж. Что писал о капитализме Альберт Эйнштейн [Электронный ресурс] / Ж. Алферов. — URL: <a href="https://rg.ru/2018/10/02/chto-pisal-o-kapitalizme-albertejnshtejn.html" target="_blank">https://rg.ru/2018/10/02/chto-pisal-o-kapitalizme-albertejnshtejn.html</a> (дата обращения: 10.11.2023).
2. 2. Богданов И. В. Начальная военная подготовка в современных образовательных организациях России / И. В. Богданов // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 2 (90). — С. 163–169.
3. 3. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина [Электронный ресурс]. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04359-4. — Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https:" target="_blank">https:</a>
4. 4. Горшкова В. В. А. С. Макаренко — идеолог и мастер созидательного конфликта. Опыт научного осмысления педагогического населения / авт.-сост.: В. В. Горшкова, С. С. Лебедева и др. ; под ред. В. В. Горшковой. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2016. — 372 с.
5. 5. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. — Москва : АСТ, 2020. — 567 с.
6. 6. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / сост., вступ., примеч., коммент. С. Невская. — Москва : ИТРК, 2003. — 736 с.
7. 7. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Полная версия / сост., вступ., примеч., коммент. С. Невская. — Санкт-Петербург : Питер, 2023. — 768 с.
8. 8. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын отечества / А. Н. Радищев // Полное собрание сочинений. — Москва ; Ленинград : Академия наук СССР, 1938–1952. — Т. 1 (1938). — С. 213–223.
9. 9. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. — Москва : АСТ, 2023. — 352 с.
10. 10. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма : в 2 т. / сост. и коммент. С. Г. Блинова и др. ; отв. ред. и авт. вступ. ст. З. А. Каменский. — Москва : Наука, 1991. — Т. 1. — 768 с.
11. 11. Шарухин А. П. Военная педагогика / А. П. Шарухин. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — 575 с.

Остальные статьи