Педагогические идеи А. С. Макаренко в контексте профессиональной подготовки будущих офицеров
Аннотация
В статье раскрыты сущность и содержание ведущих педагогических идей выдающегося отечественного классика советской педагогики А. С. Макаренко и определены основные направления их использования в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Раскрыты принципиальные отличия обучения от воспитания, специфика «командной педагогики», критическая позиция А. С. Макаренко к оппонентам официальной педагогики. Отражена акцентуация методологических положений, базирующихся на фундаментальных основах педагогической концепции А. С. Макаренко, и представлены его практико-ориентированные достижения, реально и потенциально нацеленные на решение государственной задачи воспитания нового человека в системе формирования коллектива как средства построения будущего страны и человечества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 29-38 |
УДК | 355.233.231.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_29 |
Введение
В переходные эпохи общественного развития педагогика всегда обращалась к философии и наследию великих мыслителей, чтобы найти в них фундаментальную научную основу. В настоящее время наступила очередная ситуация, когда необходимо определенным образом актуализировать обращение педагогики к обозначенному контексту. Сегодня стремление к комфорту, богатству, власти наполняет жизнь человека различными опасностями. Чтобы человеку спасти самого себя, необходимо правильно расставлять приоритеты. Современное время требует обращения к признанным трудам выдающихся классиков гуманитарной мысли.
Развитие системы российского образования осуществляется сегодня в новых исторических условиях, касающихся не только нашей страны, но и других стран, что связано с принципиальным изменением геополитического пространства мира.
Все возрастающие социальные противоречия в современном обществе связаны с тем, что, с одной стороны, государство проявляет заботу о людях, которые находятся на передовом крае защиты страны и ее национального суверенитета, с другой стороны, в обществе наблюдаются раскольнические настроения, связанные с разными, возможно, несправедливыми условиями жизни людей, на долю которых выпали особые испытания [11] (например, семьи и военнослужащие, имеющие непосредственное отношение к современным войнам, специальной военной операции и различным последствиям от участия в них и др.).
Обращение к педагогической концепции родоначальника советской педагогики А. С. Макаренко актуализируется необходимостью решения сложнейших задач, проблемно появляющихся в российском обществе и образовании. Успешность решения этих задач должна обусловливаться пониманием необходимости создания новой формации воспитания, приобретающей всеобъемлющий характер и опирающейся на живой контекст связи истории и современности. Благополучное развитие будущего страны напрямую зависит от деятельности всех образовательных учреждений и особенно от правильной организации воспитательного процесса. А. С. Макаренко писал: «…воспитать настоящий... характер — это значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем» [7, с. 270]. Раскрывая мысль о коллективе, А. С. Макаренко подчеркивал, что «коллектив — мощный социальный организм, непременно связанный с человечеством, в солидарности всех других стран». В статье проведена параллель с фундаментальной педагогической системой А. С. Макаренко, а также предпринята попытка раскрыть актуальные вопросы воспитания, обучения и развития военнослужащих, их психологической подготовки к ведению боевых действий. Большое внимание уделено формированию общей и педагогической культуры офицеров [3].