Основные факторы развития школьного обучения в период Средневековья
Аннотация
В эпоху Средневековья все возрастающие образовательные потребности активно развивающейся западноевропейской цивилизации обусловили отказ от индивидуального метода обучения и подтолкнули общественность к поиску новых дидактических решений, способных обеспечить массовость школьного образования. В итоге, имея несколько альтернативных путей развития процесса обучения, средневековое общество сделало свой выбор в пользу фронтального обучения, который продолжает доминировать в мировой системе образования и в настоящее время. В статье рассматриваются основные факторы, повлиявшие на этот исторический выбор.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 16-28 |
УДК | 37.94 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_16 |
В истории развития школьного обучения известен только один период, когда происходили качественные изменения его организационной основы. Этот период был связан с переходом от индивидуального способа обучения к фронтальному (общеклассному) и становлением классно-урочной школы1.
Согласно исследованиям [3; 5; 7; 11], понадобилось примерно три столетия, чтобы маленькие классы («кучки») численностью 3–5 учеников (иногда до 12) превратились в большие классы численностью в 30–50 учеников, которых обучали уже не старшие ученики-локаты, а профессиональный оплачиваемый учитель.
Анализ литературы, в которой дается описание этого переходного периода в истории школьного обучения, показывает, что факторы, повлиявшие на общественный выбор в пользу фронтального обучения, можно условно разделить на две группы: производственные, то есть те, которые относятся к учителю, и потребительские, то есть имеющие отношение к ученику и его родителям. Все выявленные факторы мы свели в таблицу 1.
Таблица 1