Дата публикации: 01.10.2023

Основные факторы развития школьного обучения в период Средневековья

Аннотация

В эпоху Средневековья все возрастающие образовательные потребности активно развивающейся западноевропейской цивилизации обусловили отказ от индивидуального метода обучения и подтолкнули общественность к поиску новых дидактических решений, способных обеспечить массовость школьного образования. В итоге, имея несколько альтернативных путей развития процесса обучения, средневековое общество сделало свой выбор в пользу фронтального обучения, который продолжает доминировать в мировой системе образования и в настоящее время. В статье рассматриваются основные факторы, повлиявшие на этот исторический выбор.




В истории развития школьного обучения известен только один период, когда происходили качественные изменения его организационной основы. Этот период был связан с переходом от индивидуального способа обучения к фронтальному (общеклассному) и становлением классно-урочной школы1.

Согласно исследованиям [3; 5; 7; 11], понадобилось примерно три столетия, чтобы маленькие классы («кучки») численностью 3–5 учеников (иногда до 12) превратились в большие классы численностью в 30–50 учеников, которых обучали уже не старшие ученики-локаты, а профессиональный оплачиваемый учитель.

Анализ литературы, в которой дается описание этого переходного периода в истории школьного обучения, показывает, что факторы, повлиявшие на общественный выбор в пользу фронтального обучения, можно условно разделить на две группы: производственные, то есть те, которые относятся к учителю, и потребительские, то есть имеющие отношение к ученику и его родителям. Все выявленные факторы мы свели в таблицу 1.

Таблица 1

Список литературы

1. Shmidt K. Istoriya pedagogiki Karla Shmidta, izlozhennaya vo vsemirno-istoricheskom razvitii i v organicheskoi svyazi s kul’turnoi zhizn’yu narodov / K. Shmidt // per. Eduarda Tsimmermana. T. 1–4. — 3-e izd., dop. i ispr. Vikhardom Lange. — Moskva: K. T.
2. 15. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов / К. Шмидт // пер. Эдуарда Циммермана. Т. 1–4. — 3-е изд., доп. и испр. Вихардом Ланге. — Москва: К. Т. Солдатенк
3. Tsigler T. Istoriya pedagogiki: avtoriz. perevod s 3-go ispr. i dop. nem. izdaniya E. Tsitron i A. Karnaukhovoi / pod red. S. A. Anan’ina. — Peterburg — Kiev: Knigoizd-vo «Sotrudnik”», 1911. — 256 s.
4. 14. Циглер Т. История педагогики: авториз. перевод с 3-го испр. и доп. нем. издания Е. Цитрон и А. Карнауховой / под ред. С. А. Ананьина. — Петербург — Киев: Книгоизд-во «Сотрудникъ», 1911. — 256 с.
5. Speranskii N. Ocherki po istorii narodnoi shkoly v Zapadnoi Evrope / N. Speranskii. — Moskva: T-vo tip. A. I. Mamontova, 1896. — 454 s.
6. 13. Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе / Н. Сперанский. — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1896. — 454 с.
7. Ryazanov V. A. Stadii razvitiya organizatsionnoi struktury uchebnogo protsessa i ee «perekhodnye sostoyaniya» / V. A. Ryazanov // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie. — 2014. — № 4. — S. 35–41.
8. 12. Рязанов В. А. Стадии развития организационной структуры учебного процесса и ее «переходные состояния» / В. А. Рязанов // Педагогическая наука и образование. — 2014. — № 4. — С. 35–41.
9. Modzalevskii L. Ocherk istorii vospitaniya i obucheniya s drevneishikh do nashikh vremen / L. Modzalevskii. — Sankt-Peterburg, 1866. — 335 s.
10. 11. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Л. Модзалевский. — Санкт-Петербург, 1866. — 335 с.
11. Latyshina D. I. Istoriya pedagogiki (Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli) : ucheb. posobie / D. I. Latyshina. — Moskva : Gardariki, 2005. — 603 s.
12. 10. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие / Д. И. Латышина. — Москва: Гардарики, 2005. — 603 с.
13. Konstantinov N. A. Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya studentov ped. in-tov / N. A. Konstantinov, E. N. Medynskii, M. F. Shabaeva. — 5-e izd., dop. i pererab. — Moskva: Prosveshchenie, 1982. — 447 s.
14. 9. Константинов Н. А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. — 5-е изд., доп. и перераб. — Москва: Просвещение, 1982. — 447 с.
15. Kapterev P. F. Istoriya russkoi pedagogii / P. F. Kapterev. — Izd. vtoroe, ispr. i dop. — Petrograd, 1915. — 746 s.
16. 8. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев. — Изд. второе, испр. и доп. — Петроград, 1915. — 746 с.
17. Istoriya pedagogiki. Chast’ I.Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obshchestve do serediny XVII v.: ucheb. posobie dlya ped. un-tov / pod red. akademika RAO A. I. Piskunova. — Moskva: TTs «Sfera», 1997. — 192 s.
18. 7. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: учеб. пособие для пед. ун-тов / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. — Москва: ТЦ «Сфера», 1997. — 192 с.
19. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli za rubezhom i v Rossii: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii / I. N. Andreeva, T. S. Butorina, Z. I. Vasil’eva i dr.; pod red. Z. I. Vasil’evoi. — 3-e izd., ster. — Moskva: Akademiya, 2006. —
20. 6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; под ред. З. И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2006. — 432 с
21. Ivanov S. V. Vozniknovenie klassno-urochnoi formy organizatsii uchebnykh zanyatii v shkole / S. V. Ivanov // Izvestiya Voronezhskogo gosud. pedagogich. instituta. — 1946. — T. VIII. — Vyp. 1. — S. 3–21.
22. 5. Иванов С. В. Возникновение классно-урочной формы организации учебных занятий в школе / С. В. Иванов // Известия Воронежского госуд. педагогич. института. — 1946. — Т. VIII. — Вып. 1. — С. 3–21.
23. D’yachenko V. K. Sovremennaya didaktika. Teoriya i praktika obucheniya v obshcheobrazovatel’noi shkole. Chast’ 1 / V. K. D’yachenko. — Novokuznetsk: Izdatel’stvo IPK, 1996. — 261 s.
24. 4. Дьяченко В. К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Часть 1 / В. К. Дьяченко. — Новокузнецк: Издательство ИПК, 1996. — 261 с.
25. D’yachenko V. K. Obshchie formy organizatsii protsessa obucheniya / V. K. D’yachenko. — Krasnoyarsk: Izd-vo Krasnoyar. un-ta, 1984. — 184 s.
26. 3. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения / В. К. Дьяченко. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 184 с.
27. Dzhurinskii A. N. Istoriya zarubezhnoi pedagogiki : ucheb. posobie dlya vuzov / A. N. Dzhurinskii. — Moskva: Forum-INFRA-M, 1998. — 272 s.
28. 2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. — Москва: Форум-ИНФРА-М, 1998. — 272 с.
29. Antologiya pedagogicheskoi mysli khristianskogo Srednevekov’ya : posobie dlya uchashchikhsya ped. kolledzhei i studentov vuzov : v 2 t. T. 1 / sost., vstup. st. i obshch. red. V. G. Bezrogova, O. I. Var’yash. — Moskva: Aspekt Press, 1994. — 400 s.
30. 1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: в 2 т. Т. 1 / сост., вступ. ст. и общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — Москва: Аспект Пресс, 1994. — 400 с.

Остальные статьи