Дата публикации: 01.10.2023

Основные факторы развития школьного обучения в период Средневековья

Аннотация

В эпоху Средневековья все возрастающие образовательные потребности активно развивающейся западноевропейской цивилизации обусловили отказ от индивидуального метода обучения и подтолкнули общественность к поиску новых дидактических решений, способных обеспечить массовость школьного образования. В итоге, имея несколько альтернативных путей развития процесса обучения, средневековое общество сделало свой выбор в пользу фронтального обучения, который продолжает доминировать в мировой системе образования и в настоящее время. В статье рассматриваются основные факторы, повлиявшие на этот исторический выбор.




В истории развития школьного обучения известен только один период, когда происходили качественные изменения его организационной основы. Этот период был связан с переходом от индивидуального способа обучения к фронтальному (общеклассному) и становлением классно-урочной школы1.

Согласно исследованиям [3; 5; 7; 11], понадобилось примерно три столетия, чтобы маленькие классы («кучки») численностью 3–5 учеников (иногда до 12) превратились в большие классы численностью в 30–50 учеников, которых обучали уже не старшие ученики-локаты, а профессиональный оплачиваемый учитель.

Анализ литературы, в которой дается описание этого переходного периода в истории школьного обучения, показывает, что факторы, повлиявшие на общественный выбор в пользу фронтального обучения, можно условно разделить на две группы: производственные, то есть те, которые относятся к учителю, и потребительские, то есть имеющие отношение к ученику и его родителям. Все выявленные факторы мы свели в таблицу 1.

Таблица 1

Список литературы

1. 1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья : пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов : в 2 т. Т. 1 / сост., вступ. ст. и общ. ред. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. — Москва : Аспект Пресс, 1994. — 400 с.
2. 2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики : учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. — Москва : Форум-ИНФРА-М, 1998. — 272 с.
3. 3. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения / В. К. Дьяченко. — Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. — 184 с.
4. 4. Дьяченко В. К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Часть 1 / В. К. Дьяченко. — Новокузнецк : Издательство ИПК, 1996. — 261 с.
5. 5. Иванов С. В. Возникновение классно-урочной формы организации учебных занятий в школе / С. В. Иванов // Известия Воронежского госуд. педагогич. института. — 1946. — Т. VIII. — Вып. 1. — С. 3–21.
6. 6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. ; под ред. З. И. Васильевой. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2006. — 43
7. 7. История педагогики. Часть I. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. : учеб. пособие для пед. ун-тов / под ред. академика РАО А. И. Пискунова. — Москва : ТЦ «Сфера», 1997. — 192 с.
8. 8. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / П. Ф. Каптерев. — Изд. второе, испр. и доп. — Петроград, 1915. — 746 с.
9. 9. Константинов Н. А. История педагогики : учебник для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. — 5-е изд., доп. и перераб. — Москва : Просвещение, 1982. — 447 с.
10. 10. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли) : учеб. пособие / Д. И. Латышина. — Москва : Гардарики, 2005. — 603 с.
11. 11. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Л. Модзалевский. — Санкт-Петербург, 1866. — 335 с.
12. 12. Рязанов В. А. Стадии развития организационной структуры учебного процесса и ее «переходные состояния» / В. А. Рязанов // Педагогическая наука и образование. — 2014. — № 4. — С. 35–41.
13. 13. Сперанский Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе / Н. Сперанский. — Москва : Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1896. — 454 с.
14. 14. Циглер Т. История педагогики : авториз. перевод с 3-го испр. и доп. нем. издания Е. Цитрон и А. Карнауховой / под ред. С. А. Ананьина. — Петербург — Киев : Книгоизд-во «Сотрудникъ», 1911. — 256 с.
15. 15. Шмидт К. История педагогики Карла Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов / К. Шмидт // пер. Эдуарда Циммермана. Т. 1–4. — 3-е изд., доп. и испр. Вихардом Ланге. — Москва : К. Т. Солдатен

Остальные статьи