Дата публикации: 01.10.2023

Новые вызовы и традиционные ценности отечественного высшего образования

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы развития высшего образования в Российской Федерации, современные условия и факторы, оказывающие существенное влияние на его организацию и содержание, а также оценка векторов этого развития со стороны специалистов и научной общественности.




Как известно, тема образования активно обсуждается сегодня в обществе, в науке, на производстве. О чем же говорят ученые, чиновники, производственники и просто люди?

Все вышеназванные и неназванные спорят о качестве образования, его достоинствах и недостатках, его основных целях и способах их достижения в современном российском обществе. В этих условиях мы слышим от некоторой части чиновников, что, мол, образование — это дело научное, сложное, многообразное и его под силу решать только умудренным специалистам этой сферы, а дилетанты, потребители и просто люди, не являющиеся специалистами обучения и воспитания, так называемые диванные эксперты, здесь не смогут предложить сколько-нибудь толковых и востребованных практикой вариантов, стратегий или моделей.

Представляется, что для развития социокультурной сферы жизни, которая предполагает освоение молодым поколением лучшего опыта, выработанного человечеством, такие размышления нецелесообразны и даже вредны. Разрабатывая перспективные стратегии развития образования, руководители, ученые, чиновники и другие специалисты должны внимательно прислушиваться к мнению всех слоев населения о том, как передавать ценности, культуру, опыт от старшего поколения младшим [1].

Дело в том, что носителями опыта и культурных ценностей являются представители старшего поколения всех слоев населения, и передача его будет осуществляться молодому поколению, также находящемуся во всех слоях нашего общества. Именно поэтому и выбор способов овладения этими культурными ценностями и опытом будет в приоритетном плане принадлежать представителям этих сфер, конечно же, при ведущей роли науки и специалистов. Но в конечном счете способ получения и усвоения культурных ценностей будет определять потребитель.

И вот тут-то большое значение будут иметь те традиционные для нашей культуры, жизни и быта ценности, которые культивирует личность, коллектив и все общество в целом. Следовательно, определение перспектив развития образования будет и должно принадлежать не избранным специалистам, а людям как представителям всех слоев населения нашей страны, которые понимают его на основе господствующих в обществе ценностей, традиций, обычаев. Одним словом, того, что мы называем культурой.

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
2. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 135–146.
3. 2. Аронов А. А. Болонский процесс в контексте проблем национальной безопасности России / А. А. Аронов, И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 9–15. — DOI: 10.51944/20738536_2022_2_9
4. Aronov A. A. Bolonskii protsess v kontekste problem natsional’noi bezopasnosti Rossii / A. A. Aronov, I. A. Alekhin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 9–15. — DOI: 10.51944/20738536_2022_2_9
5. 3. Проблемы и пути повышения качества высшего образования в 2023 году [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://food-receptkphoto.ru/problemy-i-puti-povysheniyakachestva-vysshego-obrazovaniya-v-2023-godu" target="_blank">https://food-receptkphoto.ru/problemy-i-puti-povysheniyakachestva-vysshego-obrazovaniya-v-2023-godu</a> (дата обращения: 10.12.2023).
6. Problemy i puti povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya v 2023 godu [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://food-receptkphoto.ru/problemy-i-puti-povysheniya-kachestvavysshego-obrazovaniya-v-2023-godu" target="_blank">https://food-receptkphoto.ru/problemy-i-puti-povysheniya-kachestvavysshego-obrazovaniya-v-2023-godu</a> (data obrashcheniya: 10.12.2023).
7. 4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 10.12.2023).
8. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O natsional’nykh tselyakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="https://rg.ru/" target="_blank">https://rg.ru/</a> documents/2020/07/22/ukaz-dok.html (data obrashcheniya: 10.12.2023).
9. 5. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> feometod.ru/wp-content/upload
10. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 9.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovnonravstvennykh tsennostei» [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://feometod.ru/wp-content/" target="_blank">http://feometod.ru/wp-content/</a>

Остальные статьи