Новые вызовы и традиционные ценности отечественного высшего образования
Аннотация
В статье рассматриваются перспективы развития высшего образования в Российской Федерации, современные условия и факторы, оказывающие существенное влияние на его организацию и содержание, а также оценка векторов этого развития со стороны специалистов и научной общественности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2023 |
Страницы | 9-15 |
УДК | 378.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_4_9 |
Как известно, тема образования активно обсуждается сегодня в обществе, в науке, на производстве. О чем же говорят ученые, чиновники, производственники и просто люди?
Все вышеназванные и неназванные спорят о качестве образования, его достоинствах и недостатках, его основных целях и способах их достижения в современном российском обществе. В этих условиях мы слышим от некоторой части чиновников, что, мол, образование — это дело научное, сложное, многообразное и его под силу решать только умудренным специалистам этой сферы, а дилетанты, потребители и просто люди, не являющиеся специалистами обучения и воспитания, так называемые диванные эксперты, здесь не смогут предложить сколько-нибудь толковых и востребованных практикой вариантов, стратегий или моделей.
Представляется, что для развития социокультурной сферы жизни, которая предполагает освоение молодым поколением лучшего опыта, выработанного человечеством, такие размышления нецелесообразны и даже вредны. Разрабатывая перспективные стратегии развития образования, руководители, ученые, чиновники и другие специалисты должны внимательно прислушиваться к мнению всех слоев населения о том, как передавать ценности, культуру, опыт от старшего поколения младшим [1].
Дело в том, что носителями опыта и культурных ценностей являются представители старшего поколения всех слоев населения, и передача его будет осуществляться молодому поколению, также находящемуся во всех слоях нашего общества. Именно поэтому и выбор способов овладения этими культурными ценностями и опытом будет в приоритетном плане принадлежать представителям этих сфер, конечно же, при ведущей роли науки и специалистов. Но в конечном счете способ получения и усвоения культурных ценностей будет определять потребитель.
И вот тут-то большое значение будут иметь те традиционные для нашей культуры, жизни и быта ценности, которые культивирует личность, коллектив и все общество в целом. Следовательно, определение перспектив развития образования будет и должно принадлежать не избранным специалистам, а людям как представителям всех слоев населения нашей страны, которые понимают его на основе господствующих в обществе ценностей, традиций, обычаев. Одним словом, того, что мы называем культурой.