Модель формирования военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ на основе проектной деятельности
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические положения и описаны принципы построения структуры модели формирования военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ на основе проектной деятельности. На основе анализа теории и практики реализации проектной деятельности определены педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности личности суворовцев, раскрыто содержание компонентов разработанной модели.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 311-316 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_311 |
Формирование военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских училищ понимается как комплекс обучения и включает управленческий, теоретический и практический этапы, реализация которых обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Модель, по В. Штоффу, — это созданная или выбранная исследователем система, воспроизводящая существенные для этой цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства (в частности, изоморфизма), что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об этом объекте. Во-первых, модель исходит из реальных связей и возможностей, а во-вторых, она ориентируется на оптимальные пути решения искомой задачи, достижения максимального эффекта при реальных возможностях. В основе любой модели лежит положение о целенаправленности, сходстве объекта и модели [4, с. 19].
В любой системе не может существовать такая модель, которая показывала бы наиболее полный и окончательный перечень особенностей функционирования данной системы. Исходя из этого положения можно заключить, что попытка построения идеальной «всеохватывающей» модели любой системы не приблизит исследователей к максимальной информации об этой системе и особенностях ее функционирования, а только приведет к максимальному усложнению действий, которые могут быть безрезультатными. Главным является подбор качественных признаков, которые позволят разработать модель, определить уровень абстрагирования при их описании и одновременном анализе их характеристик и связей с другими социокультурными явлениями.
Подбор этих признаков моделирования свидетельствует об информативности очерченной модели, комфортности и легкости ее использования, соответствии этой модели другим объектам этой системы, прозрачности механизма управления образовательным процессом посредством воздействия на его отдельные компоненты.
Ученые выделяют познавательную и формирующую функции моделирования, поскольку модель не только служит инструментом познания, но и является прообразом состояний моделируемого объекта, несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной действительности. В современном словаре по педагогике модель определяется как система, исследование которой служит средством получения информации о другой системе. Модель отображает предмет не непосредственно, а через совокупность целенаправленных действий субъекта: конструирование модели, теоретический или экспериментальный анализ модели, сопоставление результатов анализа с характеристиками оригинала, обнаружение разногласий между ними, корректировку модели, интерпретацию добытой информации, практическую проверку результатов моделирования [3].