Дата публикации: 01.07.2023

О результатах педагогического эксперимента по повышению качества русскоязычной подготовки иностранных курсантов на основе развивающих технологий

Аннотация

В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментального исследования повышения качества русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих на основе развивающих технологий.




Педагогический эксперимент — это метод исследовательской работы, который позволяет на практике выявить пути и условия эффективности какого-либо педагогического процесса (Подласый И. П., Скаткин М. Н., Харламов И. Ф. и др.) [7]. Педагогический эксперимент, выполняя важные функции, имеет четкую структуру, организационные правила и особенности их реализации на практике. Существует множество авторских подходов к определению этого понятия, но все они подчеркивают, что педагогический эксперимент — это сложное структурно-функциональное явление педагогической деятельности, целью которого является совершенствование отдельных элементов образовательного процесса. Так, например, в ходе педагогического эксперимента создается научно обоснованная система организации педагогического процесса, направленная на выработку, проверку научной гипотезы о путях повышения его эффективности.

Так, идея организации педагогического эксперимента повышения качества русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих (далее ИВС) на основе развивающих технологий проистекает из анализа и обобщения реальных проблем практики обучения русскому языку и воспитания определенной категории иностранных обучающихся.

Опытно-экспериментальная часть исследования русскоязычной подготовки иностранных курсантов, направленная на выявление повышения качества обучения ИВС на основе развивающих технологий в военных вузах, позволила наметить ряд педагогических путей и условий, которые делают этот процесс более результативным. Они были выработаны в ходе практической работы, а также на основе полученных данных эмпирического исследования и определили общую логику исследовательской работы, которая предполагала:

— выявление реального уровня иноязычной подготовки ИВС на разных этапах обучения;

— изучение условий и факторов, влияющих на процесс изучения русского языка, на повышение качества русскоязычной профессиональной подготовки ИВС;

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Повышение качества русскоязычной подготовки иностранных военнослужащих на основе развивающих технологий в российских военных вузах / И. А. Алёхин, Е. А. Неминущая // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 2 (90). — С. 153–162. —
2. Alekhin I. A. Povyshenie kachestva russkoyazychnoi podgotovki inostrannykh voennosluzhashchikh na osnove razvivayushchikh tekhnologii v rossiiskikh voennykh vuzakh / I. A. Alekhin, E. A. Neminushchaya // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2023. — №
3. 2. Алёхин И. А. Модель организации контроля успеваемости слушателей военных вузов на занятиях по иностранному языку при онлайн-обучении / И. А. Алёхин, Л. В. Острейко // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 2 (90). — С. 193– 197. — DOI: 10.51
4. Alekhin I. A. Model’ organizatsii kontrolya uspevaemosti slushatelei voennykh vuzov na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku pri onlain-obuchenii / I. A. Alekhin, L. V. Ostreiko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2023. — № 2 (90). — S. 193–197. — DO
5. 3. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.]; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва: Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04359-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a>
6. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin [i dr.]; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva: Yurait, 2023. — 414 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5534-04359-4. — Tekst: elektronnyi // Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait]. — URL:
7. 4. Использование оценочных методик в ходе педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения курсантов / Н. В. Измайлова, Н. Л. Борисова, И. С. Измайлова, И. А. Алёхин / Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 3 (100). — С. 303–307.
8. Ispol’zovanie otsenochnykh metodik v khode pedagogicheskogo eksperimenta po formirovaniyu nauchnogo mirovozzreniya kursantov / N. V. Izmailova, N. L. Borisova, I. S. Izmailova, I. A. Alekhin / Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2023. — № 3 (100). — S. 3
9. 5. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии: учеб. пособие / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. И. Конюхов, Н. Ф. Феденко. — Москва, 1987. — 136 с.
10. Metodika issledovaniya problem voennoi pedagogiki i psikhologii: ucheb. posobie / A.V.Barabanshchikov, V. P. Davydov, N.I. Konyukhov, N.F.Fedenko. — Moskva, 1987. — 136 s.
11. 6. Павлушкина Т. В. Модель педагогического сопровождения адаптации иностранных военнослужащих в российском военном вузе / Т. В. Павлушкина // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 11. — С. 66–69.
12. Pavlushkina T. V. Model’ pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii inostrannykh voennosluzhashchikh v rossiiskom voennom vuze / T. V. Pavlushkina // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — 2014. — № 11. — S. 66–69.
13. 7. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. — Москва: Педагогика, 1986. — 152 с.
14. Skatkin M. N. Metodologiya i metodika pedagogicheskikh issledovanii. V pomoshch’ nachinayushchemu issledovatelyu / M. N. Skatkin. — Moskva: Pedagogika, 1986. — 152 s.

Остальные статьи