Дата публикации: 01.07.2023

Педагогические аспекты обучения аудированию студентов языкового вуза при профессионально направленном обучении иностранному языку

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты обучения аудированию в процессе обучения иностранному языку в языковом вузе. Автор анализирует понятие «аудирование» с точки зрения педагогики, методики и психологии. Основное содержание исследования составляет анализ аудирования как рецептивного вида речевой деятельности в целом, а в частности автор рассматривает данный вид речевой деятельности при обучении студентов направления «Филология». Подчеркиваются компетенции, на которые опирается преподаватель при обучении студентов указанного направления, а также этапы развития аудитивных навыков. Анализируются разные виды аудирования в соответствии с различными подходами. Значительное внимание уделяется обучению аудированию на основании компетентностного, личностно ориентированного и интерактивного подходов. Автор приходит к выводу, что целью обучения иностранным языкам в вузе является обучение общению, что подразумевает развитие коммуникативных и аудитивных навыков.




Трудно переоценить роль английского языка в современном глобализированном мире. В эру технологий и техники английский язык стал языком мирового общения во всех сферах человеческой деятельности. В связи с этим образовательные учреждения по всему миру реагируют на новые требования к учебному процессу на всех ступенях обучения.

Исследователь Н. В. Чумакова отмечает важность подготовки конкурентоспособных специалистов, которые бы без затруднения ориентировались в стремительном потоке научной информации. С точки зрения исследователя изучение иностранного языка является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста во многих областях знаний [3]. По ее мнению, это является главной задачей высшего профессионального образования. В свою очередь, ФГОС ставит требованием программы по иностранным языкам подготовку квалифицированного работника, свободно владеющего своей профессией и иностранным языком.

Одной из главных задач профессионально ориентированного обучения в языковом вузе считается аудирование иностранной речи на слух. Основоположником в исследовании процесса обучения иноязычному аудированию считается Н. В. Елухина, которая в своем научном исследовании описала теоретическую и методологическую базу по технологии обучения аудированию на материале французского языка [7]. Исследованием лингвистических трудностей при аудировании занимались И. Л. Колесникова и О. А. Долгина. По мнению ученых, аудирование затрагивает множество мыслительных операций, а также сильно зависит от индивидуальных особенностей слушающего [5], например таких, как маленькая пропускная способность слухового канала, низкая концентрация внимания и многие другие факторы, препятствующие развитию данного навыка. При чтении студент может остановиться, а слушающий не может сделать перерыв, ведь информация поступает к нему непрерывно, поэтому еще одной индивидуальной трудностью может стать быстрота реакции при приеме сообщения. Можно сделать вывод, что лишь активные методы обучения и регулярная практика помогут обучающимся слышать и понимать аутентичную иностранную речь на должном уровне. Аудирование относится к рецептивному виду речевой деятельности.

Исходя из результатов исследования О. И. Яковлевой, аудирование на сегодняшний день остается наименее развитым навыком среди обучающихся из всех четырех видов речевой деятельности, даже несмотря на тот факт, что в процессе реальной коммуникации на слушание приходится 42 % информации (говорение — 32 %, чтение — 15 %, письмо — 11 %) [4].

Н. Л. Федотова отмечает, что долгое время именно аудирование считалось специфическим видом речевой деятельности, и, более того, умение аудировать не развивали целенаправленно. Даже применяя аудиовизуальную методику, преподаватели использовали на занятиях звучащие диалоги только для усвоения различных грамматических конструкций и для запоминания лексики, хотя сами диалоги могли звучать неправдоподобно, то есть на тот момент не выполнялась основная цель аудирования — понять имплицитный посыл и идею сообщения [14].

Список литературы

1. 1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова. — 5-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 336 с.
2. 2. Гальскова Н. Д. Обучение аудированию / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез // Теория обучения иностранным языкам. — 7-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013. — 336 с.
3. 3. Гаспарян Е. Б. Английский язык. Развитие навыков аудирования и ведения дискуссии. Уровни А2-В1 / Advance Your Listening and Debating Skills / Е. Б. Гаспарян, О. О. Чертовских. — Москва : МГИМО (У) МИД России, 2023. — 40 с.
4. 4. Елухина Н. Р. Обучение аудированию на уроках французского языка в средней школе / Н. Р. Елухина. — Москва : Просвещение, 1976. — 151 с.
5. 5. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. — СанктПетербург : Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ» ; Cambridge Universsity Press, 2001. — 224 с.
6. 6. Малинина И.А.Использование интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию/ И.А.Малинина // Молодой ученый.— 2012.— №11.— С. 446–448.
7. 7. Морозов Д. Л. Обучение профессионально-ориентированному аудированию на основе совершенствования психологических механизмов речи: на материале немецкого языка, уровень профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. Л. Морозов. —
8. 8. Низаева Л. Ф. Комуникативная компетенция: сущность и компетентностный состав / Л. Ф. Низаева // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 933–935.
9. 9. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — Москва : Просвещение, 1991. — 287 с.
10. 10. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — Москва : Просвещение, 2002. — 239 с.
11. 11. Татаринова М. Н. К вопросу о компонентностном составе содержания современного иноязычного образования / М. Н. Татаринова // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 4. — С. 2–9.
12. 12. Шоджаи М. Коммуникативное обучение как ведущий подход современной методики обучения иностранным языкам / М. Шоджаи // Преподаватель XXI века. — 2012. — № 3, ч. 1. — С. 206–211.
13. 13. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. — Москва : Филология, 2008. — 196 с.
14. 14. Field J. Listening in the Language Classroom / J. Field. — Cambridge University Press, 2008. — 366 p.
15. 15. Flowerdew J. Academic Listening / J. Flowerdew. — Cambridge University Press, 1994. 16. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. — Strasbourg, 1996.

Остальные статьи