Дата публикации: 01.07.2023

Результаты эксперимента по повышению эффективности педагогической модели контроля успеваемости слушателей военных вузов по иностранному языку в условиях онлайн-обучения

Аннотация

В статье обосновывается необходимость реализации педагогической модели контроля успеваемости слушателей военных вузов в условиях онлайн-обучения иностранному языку. Проанализированы подходы современных ученых к определению таких понятий, как модель, педагогическое моделирование. На основе рассмотренных технологий и видов осуществления контроля успеваемости слушателей составлена модель контроля слушателей военных вузов на занятиях по иностранному языку при онлайнобучении. Была проведена также оценка эффективности разработанной модели в рамках опытно-экспериментальной работы со слушателями военных вузов.




В военном вузе при осуществлении онлайн-обучения иностранному языку спецификой преподавания, по мнению Е. В. Зиминой, считается тот факт, что слушателям требуется овладевать с помощью русского как иностранного языка основными понятиями будущей специальности, а также исследовать следующие нормы иностранного языка: синтаксические, морфологические, лексические, фонетические [5]. Именно поэтому весьма актуально использование педагогического моделирования для построения педагогической модели контроля успеваемости слушателей военных вузов в условиях онлайн-обучения иностранному языку. В данной статье сначала требуется остановиться на таких понятиях, как модель и педагогическое моделирование.

Понятие «модель» — одно из ключевых понятий современной науки вообще и педагогической в частности. Так, например, в науке вообще модель представляет собой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления. В педагогической науке под моделью понимается создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления, которая с помощью творческой интуиции и настойчивого труда помогает понять и описать то, что мы изучаем [6, c. 61]. Термин «модель» употребляется весьма часто и в лингвистике, однако при этом в него вкладывается разное содержание. «Модель» в лингвистике — это «абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы» [5, c. 304], «схема или образец какой-либо единицы, показывающая последовательное расположение составляющих ее частей» [9, c. 182].

В настоящей статье под моделью мы будем понимать идеально (мысленно) представляемый объект, обоснованный вербально и выраженный графически, который в процессе исследования замещает объект-оригинал, а его изучение и апробация на практике дают новые знания об объекте-оригинале и способы деятельности с ним [1, c. 194].

Моделирование (педагогическое) — начальный этап педагогического проектирования. Состоит как в разработке модели общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положения), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических установок, учебных программ) для изучения учебного предмета или его части: отдельной темы, раздела и т. п. [7, c. 50].

По утверждению И. М. Осмоловской, моделирование в педагогике является системным органичным явлением, позволяющим проецировать и абстрагировать активное пространство развития человека в образовании. При этом, подчеркивая актуальность названного явления, Осмоловская указывает на многообразие и многофункциональность педагогического моделирования [8, c. 103].

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Модель организации контроля успеваемости слушателей военных вузов на занятиях по иностранному языку при онлайн-обучении / И. А. Алёхин, Л. В. Острейко // Мир образования — образование в мире. — 2023. — № 2 (90). — С. 193– 197. — DOI: 10.51
2. 2. Алёхин И. А. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 202
3. 3. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135
4. 4. Военная педагогика : учебник для вузов [Электронный ресурс] / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование) // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https://urait.ru/" target="_blank">https://urait.ru/</a> bcode/511539 (
5. 5. Зимина Е. В. Особенности методики обучения иностранным языкам слушателей военного вуза в процессе непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс] / Е. В. Зимина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А
6. обращения: 13.04.2023).
7. 6. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования / И. В. Непрокина // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 7. — С. 61–64.
8. 7. Олешков М. Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. — Москва, 2006. — 143 с.
9. 8. Осмоловская И. М. Дидактические модели реализации конструктивно-дидактической функции дидактики / И. М. Осмоловская / Методология научного исследования в педагогике : монография // под ред. Р. С. Бозиева, В. К. Пичугиной, В. В. Серикова. — Москва, 2016
10. 9. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — Москва, 1976. — 543 с.
11. 10. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — Москва : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 490 с.

Остальные статьи