Результаты эксперимента по повышению эффективности педагогической модели контроля успеваемости слушателей военных вузов по иностранному языку в условиях онлайн-обучения
Аннотация
В статье обосновывается необходимость реализации педагогической модели контроля успеваемости слушателей военных вузов в условиях онлайн-обучения иностранному языку. Проанализированы подходы современных ученых к определению таких понятий, как модель, педагогическое моделирование. На основе рассмотренных технологий и видов осуществления контроля успеваемости слушателей составлена модель контроля слушателей военных вузов на занятиях по иностранному языку при онлайнобучении. Была проведена также оценка эффективности разработанной модели в рамках опытно-экспериментальной работы со слушателями военных вузов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 285-292 |
УДК | 378.1 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_285 |
В военном вузе при осуществлении онлайн-обучения иностранному языку спецификой преподавания, по мнению Е. В. Зиминой, считается тот факт, что слушателям требуется овладевать с помощью русского как иностранного языка основными понятиями будущей специальности, а также исследовать следующие нормы иностранного языка: синтаксические, морфологические, лексические, фонетические [5]. Именно поэтому весьма актуально использование педагогического моделирования для построения педагогической модели контроля успеваемости слушателей военных вузов в условиях онлайн-обучения иностранному языку. В данной статье сначала требуется остановиться на таких понятиях, как модель и педагогическое моделирование.
Понятие «модель» — одно из ключевых понятий современной науки вообще и педагогической в частности. Так, например, в науке вообще модель представляет собой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления. В педагогической науке под моделью понимается создаваемая на основе определенной системы взглядов и идей общая картина явления, которая с помощью творческой интуиции и настойчивого труда помогает понять и описать то, что мы изучаем [6, c. 61]. Термин «модель» употребляется весьма часто и в лингвистике, однако при этом в него вкладывается разное содержание. «Модель» в лингвистике — это «абстрактное понятие эталона или образца какой-либо системы (фонологической, грамматической и т. п.), представление самых общих характеристик какого-либо языкового явления; общая схема описания системы языка или какой-либо его подсистемы» [5, c. 304], «схема или образец какой-либо единицы, показывающая последовательное расположение составляющих ее частей» [9, c. 182].
В настоящей статье под моделью мы будем понимать идеально (мысленно) представляемый объект, обоснованный вербально и выраженный графически, который в процессе исследования замещает объект-оригинал, а его изучение и апробация на практике дают новые знания об объекте-оригинале и способы деятельности с ним [1, c. 194].
Моделирование (педагогическое) — начальный этап педагогического проектирования. Состоит как в разработке модели общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положения), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических установок, учебных программ) для изучения учебного предмета или его части: отдельной темы, раздела и т. п. [7, c. 50].
По утверждению И. М. Осмоловской, моделирование в педагогике является системным органичным явлением, позволяющим проецировать и абстрагировать активное пространство развития человека в образовании. При этом, подчеркивая актуальность названного явления, Осмоловская указывает на многообразие и многофункциональность педагогического моделирования [8, c. 103].