Дата публикации: 01.07.2023

Формирование готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению

Аннотация

В статье представлено педагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению в контексте вводимого с 1 сентября 2023 года профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Выделены три компонента профессионального самоопределения (мотивационноцелевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) и педагогические стратегии по их развитию: актуализация ценностно-смысловых ориентиров старшеклассника (мотивов, ценностей, целей) в выборе профессиональной области, обогащение содержания и средств профессионального самоопределения старшеклассника, активизация субъектной позиции старшеклассника.




Вводимый с 1 сентября 2023 года профориентационный минимум для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее профориентационный минимум), актуализирует задачу поиска путей, нового содержания, средств, разработки научно обоснованного наполнения профессионального самоопределения старшеклассника, его готовности к данному самоопределению.

Проблема готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению уже достаточно разработана в теории и практике образования. Так, С. Н. Чистякова определяет готовность через такие сущностные характеристики, как потребность в самовыражении, в продуктивном освоении образовательной среды, построение собственного варианта профессионального становления, профессиональные пробы, освоение разнообразных способов деятельности для профессионального развития в условиях постоянных изменений [9, c. 22–23]. В исследованиях последних лет понятие готовности к профессиональному самоопределению связывается с внутренней готовностью сделать жизненный выбор [4; 7; 10] и выделяются различные типы готовности: когнитивная, психологическая, практическая и социальная [5]. Кроме того, понятие готовности связывается с проявлением субъектности [8].

В работах зарубежных авторов формирование готовности к профессиональному самоопределению рассматривается через различные модели карьерного лидерства [11], обсуждаются важность диалоговых методов в профессиональной ориентации [12], вопросы становления насыщенной среды профессионального самоопределения [13], проблемы профориентации для планирования жизни, основанной на справедливом и устойчивом развитии [14], понятие профессионального капитала [15], значение педагога в формировании у старшеклассника компетенции по простраиванию индивидуального профессионального маршрута [17], механизмы наставничества [16] и др.

В МАОУ «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И. А. Борисевича» г. Красноярска разработаны и апробированы модель [3] и педагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению.

В упомянутой выше модели профессиональное самоопределение старшеклассника имеет трехкомпонентную структуру и определяется свойствами и степенью единства образовывающих ее компонентов: мотивационно-целевого (мотивы и ценности выбора профессиональной области), содержательно-деятельностного (осведомленность, совокупность знаний старшеклассника о будущей профессиональной области, о требованиях к ее работнику; освоенные старшеклассником содержание и средства профессионального самоопределения для построения индивидуального маршрута профессионального самоопределения), оценочно-рефлексивного (способы и средства построения и реализации индивидуального маршрута профессионального самоопределения, умение осуществлять рефлексию способов и средств профессионального самоопределения).

Список литературы

1. 17. Kuijpers M. Professionalising teachers in career dialogue: aneffect study / M. Kuijpers, F. Meijers // British Journal of Guidance & Counselling. — 2017. — Vol. 45, No. 2. — P. 83–96.
2. 16. Karlsson P. Beliefs influencing students’ career choices in Sweden and reasons for not choosing the accounting profession / P. Karlsson, M. Noela // Journal of Accounting Education. — 2022. — Vol. 58. — Article ID 100756. — 17 p. — DOI:/10.1016/j. jac
3. 15. Hearne L. Let’s talk about career guidance in secondary schools! A consideration of the professional capital of school staff in Ireland and England [Electronic resource] / L. Hearne, S. Neary // International Journal for Educational and Vocational Gui
4. 14. Guichard J. From career guidance to designing lives acting for fair and sustainable development [Electronic resource] / J. Guichard // International Journal for Educational and Vocational Guidance. — 2022. – Vol. 22. — P. 581–601. — URL: <a href="https://doi.o" target="_blank">https://doi.o</a>
5. 13. Draaisma A. Towards a strong career learning environment: results from a Dutch longitudinal study / A. Draaisma, F. Meijers, M. Kuijpers // British Journal of Guidance & Counselling. — 2017. — Vol. 45, No. 2. — P. 165–177.
6. 12. Draaisma A. Process description of a dialogue-focused intervention to improve career guidance policy in three schools [Electronic resource] / A. Draaisma, F. Meijers, M. Kuijpers // Australian Journal of Career Development. — 2018. — Vol. 27 (1). — P.
7. 11. Andrews D. Careers leadership in practice: A study of 27 careers leaders in English secondary schools [Electronic resource] / D. Andrews, T. Hooley // British Journal of Guidance and Counselling. — 2019. – Vol 47. — P. 556–568. — URL: <a href="https://doi.org/" target="_blank">https://doi.org/</a>
8. Shcherbakova Yu. E. Professional’noe samoopredelenie starsheklassnikov kak instrumentarii uspeshnoi samorealizatsii v budushchei professional’noi deyatel’nosti / Yu. E. Shcherbakova // Gorizonty i riski razvitiya obrazovaniya v usloviyakh sistemnykh izmen
9. 10. Щербакова Ю. Е. Профессиональное самоопределение старшеклассников как инструментарий успешной самореализации в будущей профессиональной деятельности / Ю. Е. Щербакова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровиза
10. Chistyakova S. N. Problema samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore profilya obucheniya / S. N. Chistyakova // Pedagogika. — 2005. — № 1. — S. 19–26.
11. 9. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова // Педагогика. — 2005. — № 1. — С. 19–26.
12. Sanzhak A. M. Vzaimosvyaz’ sub”ektnosti i komponentov psikhologicheskoi gotovnosti v aspekte professional’nogo samoopredeleniya / A. M. Sanzhak // V sb. : Sovremennye issledovaniya: aktual’nye voprosy teorii i praktiki : sb. statei Mezhdunar. nauch.-prakt
13. 8. Санжак А. М. Взаимосвязь субъектности и компонентов психологической готовности в аспекте профессионального самоопределения / А. М. Санжак // В сб.: Современные исследования: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.
14. Rychkova N. G. Formirovanie professional’no-orientirovannykh individual’nykh obrazovatel’nykh marshrutov starsheklassnikov kak osnova lichnostnogo i professional’nogo samoopredeleniya / N. G. Rychkova // Studencheskii. — 2021. — № 24–2 (152). — S. 36–39.
15. 7. Рычкова Н. Г. Формирование профессионально-ориентированных индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников как основа личностного и профессионального самоопределения / Н. Г. Рычкова // Студенческий. — 2021. — № 24–2 (152). — С. 36–39.
16. Pedagogicheskie strategii stanovleniya lichnosti v sotsiokul’turnom obrazovatel’nom prostranstve: monografiya / pod. obshch. red. d-ra ped. nauk, prof. V. V. Ignatovoi. — Krasnoyarsk: SibGTU, 2015. — 276 c.
17. 6. Педагогические стратегии становления личности в социокультурном образовательном пространстве : монография / под. общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. В. Игнатовой. — Красноярск: СибГТУ, 2015. — 276 c.
18. Nalivaiko K. V. Pedagogicheskie usloviya effektivnosti formirovaniya gotovnosti starsheklassnikov k professional’nomu samoopredeleniyu / Nauka, innovatsii, obrazovanie: aktual’nye voprosy i sovremennye aspekty // B. S. Akhmetova, S. N. Bekirov, E. Sh. Bek
19. 5. Наливайко К. В. Педагогические условия эффективности формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Наука, инновации, образование: актуальные вопросы и современные аспекты // Б. С. Ахметова, С. Н. Бекиров, Э. Ш. Бекирова
20. Malyshkina N. A. Professional’noe samoopredelenie starsheklassnikov: psikhologopedagogicheskie aspekty / N. A. Malyshkina // Vestnik Cheboksarskogo filiala Rossiiskoi akademii narodnogo khozyaistva i gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Feder
21. 4. Малышкина Н. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников: психолого-педагогические аспекты / Н. А. Малышкина // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
22. Il’ina N. F. Formirovanie modeli professional’nogo samoopredeleniya starsheklassnika na baze MAOU SSh № 148 g. Krasnoyarska / N. F. Il’ina, Yu. S. Bushlanova // Pedagogicheskii zhurnal. — 2022. — T. 12, № 1–2. — S. 320–331.
23. 3. Ильина Н. Ф. Формирование модели профессионального самоопределения старшеклассника на базе МАОУ СШ № 148 г. Красноярска / Н. Ф. Ильина, Ю. С. Бушланова // Педагогический журнал. — 2022. — Т. 12, № 1–2. — С. 320–331.
24. Bushlanova Yu. S. Formirovanie sredy professional’nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya korporativnogo profil’nogo klassa «MChS-resurs» v shkole-komplekse / Yu. S. Bushlanova // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im.
25. 2. Бушланова Ю. С. Формирование среды профессионального самоопределения обучающихся корпоративного профильного класса «МЧС-ресурс» в школе-комплексе / Ю. С. Бушланова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафье
26. Bushlanova Yu. S. Refleksivnyi dnevnik kak sredstvo razvitiya otsenochno-refleksivnogo komponenta samoopredeleniya starsheklassnika v vybore professional’noi oblasti / Yu. S. Bushlanova // Sb. nauchnykh statei «Vyzovy sovremennogo obrazovaniya v issledova
27. 1.Бушланова Ю. С. Рефлексивный дневник как средство развития оценочно-рефлексивного компонента самоопределения старшеклассника в выборе профессиональной области / Ю. С. Бушланова // Сб. научных статей «Вызовы современного образования в исследованиях молод

Остальные статьи