Формирование готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению
Аннотация
В статье представлено педагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению в контексте вводимого с 1 сентября 2023 года профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Выделены три компонента профессионального самоопределения (мотивационноцелевой, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) и педагогические стратегии по их развитию: актуализация ценностно-смысловых ориентиров старшеклассника (мотивов, ценностей, целей) в выборе профессиональной области, обогащение содержания и средств профессионального самоопределения старшеклассника, активизация субъектной позиции старшеклассника.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 278-284 |
УДК | 37.047 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_278 |
Вводимый с 1 сентября 2023 года профориентационный минимум для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее профориентационный минимум), актуализирует задачу поиска путей, нового содержания, средств, разработки научно обоснованного наполнения профессионального самоопределения старшеклассника, его готовности к данному самоопределению.
Проблема готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению уже достаточно разработана в теории и практике образования. Так, С. Н. Чистякова определяет готовность через такие сущностные характеристики, как потребность в самовыражении, в продуктивном освоении образовательной среды, построение собственного варианта профессионального становления, профессиональные пробы, освоение разнообразных способов деятельности для профессионального развития в условиях постоянных изменений [9, c. 22–23]. В исследованиях последних лет понятие готовности к профессиональному самоопределению связывается с внутренней готовностью сделать жизненный выбор [4; 7; 10] и выделяются различные типы готовности: когнитивная, психологическая, практическая и социальная [5]. Кроме того, понятие готовности связывается с проявлением субъектности [8].
В работах зарубежных авторов формирование готовности к профессиональному самоопределению рассматривается через различные модели карьерного лидерства [11], обсуждаются важность диалоговых методов в профессиональной ориентации [12], вопросы становления насыщенной среды профессионального самоопределения [13], проблемы профориентации для планирования жизни, основанной на справедливом и устойчивом развитии [14], понятие профессионального капитала [15], значение педагога в формировании у старшеклассника компетенции по простраиванию индивидуального профессионального маршрута [17], механизмы наставничества [16] и др.
В МАОУ «Средняя школа № 148 имени Героя Советского Союза И. А. Борисевича» г. Красноярска разработаны и апробированы модель [3] и педагогическое обеспечение формирования готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению.
В упомянутой выше модели профессиональное самоопределение старшеклассника имеет трехкомпонентную структуру и определяется свойствами и степенью единства образовывающих ее компонентов: мотивационно-целевого (мотивы и ценности выбора профессиональной области), содержательно-деятельностного (осведомленность, совокупность знаний старшеклассника о будущей профессиональной области, о требованиях к ее работнику; освоенные старшеклассником содержание и средства профессионального самоопределения для построения индивидуального маршрута профессионального самоопределения), оценочно-рефлексивного (способы и средства построения и реализации индивидуального маршрута профессионального самоопределения, умение осуществлять рефлексию способов и средств профессионального самоопределения).