Сравнительное исследование феномена интернальности у старшеклассников и учащихся организаций среднего профессионального образования из разных регионов России
Аннотация
Работа посвящена исследованию феномена интернальности учащихся старших классов и младших курсов колледжей, проживающих в разных регионах России — в городах московской агломерации и Южного Урала. В исследовании приняли участие 486 старших подростков от 15 до 18 лет (M = 16,6; 307 девушек): 234 школьника (10–11-й классы) и 252 студента колледжей (1–2-й курсы). Данные получены с помощью методики «Уровень субъективного контроля» (в модификации А. Г. Грецова). Показано, что в целом для выборки учащихся 15–18 лет характерен неопределенный локус контроля, что отражает актуальный для данного возраста процесс формирования субъективного контроля как высшей психической функции на этапе перехода внешнего контроля со стороны окружающих во внутренний план. Данный процесс составляет содержание этапа формирования личной позиции подростка в области значимых событий жизни, планирования действий и ответственности за свои поступки, в том числе в области профессионального самоопределения, которое является смысловым центром социальной ситуации развития в раннем юношеском возрасте. Согласно полученным данным, наибольший вклад в формирование интернальности современных подростков вносит фактор региона проживания. Выдвинута гипотеза, что более сложные социально-экономические и экологические условия проживания способствуют более раннему взрослению и самостоятельности подростков.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Актуальные проблемы психологического знания № 04/2022 |
Страницы | 146-164 |
УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.51944/20738544_2022_4_146 |
Введение Социально-экономические и культурно-исторические изменения рынка труда в современном мире в комплексе с феноменом позднего взросления, удлинением периода выбора профессии с 14–18 лет до 14–25 лет определяют актуальность исследований профессионального самоопределения подростков [6]. Профессиональное самоопределение выступает смысловым центром социальной ситуации развития раннего юношеского возраста [2], поэтому мы вправе предположить, что уровень интернальности имеет существенное значение в продуктивном решении этой возрастной задачи. В качестве важнейшего предиктора психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению мы предлагаем рассматривать личностную переменную — локус контроля, который выступает одним из показателей отношения человека к работе, влияет на его мотивацию и поведение [6; 24; 30].
Феномен локуса контроля изучается с середины XX века, когда в 1954 году появилась основополагающая статья Дж. Роттера, но дискуссия о том, является ли локус контроля независимым личностным образованием или же входит в ядро самооценки, продолжается [30]. Так, показано, что локус контроля следует рассматривать в качестве переменной индивидуальных различий [23].
Традиционно в литературе «положительные» личностные качества связаны с внутренним локусом контроля, в то время как «вредные», отрицательные личностные особенности считаются следствием внешнего локуса. Однако в современных работах данные связи интерпретируется уже не так однозначно. Например, в отношении профессионального стресса и выгорания показано, что в условиях неопределенности, дефицита времени и ограниченности ресурсов интерналы хуже адаптируются, испытывают больший стресс, чем экстерналы [12; 23]. Таким образом, экстернальный локус контроля может выступать в качестве механизма психологической защиты от условий современного транзитивного общества.
В исследованиях влияния локуса контроля на поведение человека большая часть современных авторов отказывается от атрибутивных (постфактных) интерпретаций событий жизни, считая, что локус контроля в первую очередь ориентирован в будущее, включая предсказание способности контролировать человеком поведение [22; 23]. Исследования Л. И. Божович, ее учеников и последователей доказывают, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности выпускника школы, а центром интересов и планов юношей выступает проблема выбора и получения профессии. Исходя из этого, в качестве основного новообразования раннего юношеского возраста рассматривается профессиональное и социальное самоопределение, готовность к которому обусловлена возникновением направленной на будущее внутренней позиции взрослого человека [18]. Интернальность как индикатор осознанного контроля будущего является элементом психологической готовности к самоопределению, позволяет оценить зрелость внутренней позиции подростка в плане личной ответственности за выбор маршрута профессионализации.
Отдельной и на данный момент малоизученной является тема формирования и вариативности локуса контроля. В различных исследованиях получены данные о том, что сочетание внутреннего и внешнего локуса контроля у одного человека может быть как сбалансированным, так и парадоксальным. Согласно теории социального научения, ориентация на внешний или внутренний контроль приобретается в раннем детстве и находится под сильным влиянием детского опыта. Тем не менее сегодня еще мало данных о том, какие психологические и социальные факторы детства влияют на тип локуса контроля взрослого человека [3; 16; 20; 23; 34], хотя роль ближайшего окружения ребенка в формировании его представлений о возможности контролировать свое поведение сомнений не вызывает. Например, у детей из семей с финансовыми или другими социально-экономическими трудностями с большей вероятностью сформируется внешний локус контроля, и, наоборот, у детей из финансово благополучных семей, обладающих социально-экономической устойчивостью, чаще формируется внутренний локус контроля [21; 25; 34].