Особенности профессиональной деформации личности курсантов в процессе обучения в вузе
Аннотация
В статье раскрыты особенности профессиональной деформации личности курсантов в процессе их обучения в военном вузе. Основными факторами, оказывающими существенное влияние на профессиональную деформацию курсантов, являются особенности самоактуализации их в будущей профессии, а также уровни профессионального выгорания и удовлетворенности военно-профессиональной деятельностью. Установлено, что профессиональная деформация курсантов напрямую зависит от их креативности, спонтанности, аутосимпатии, контактности и гибкости в общении. Предложена программа профилактики профессиональной деформации курсантов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 262-277 |
УДК | 378:37.06 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_262 |
Сегодня вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным и актуальным. Профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого и может наложить свой отпечаток на личность. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не всегда сопровождается совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Характер и условия труда в некоторых видах трудовой деятельности, а особенно в профессии военного, полицейского, оказывают влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации, появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность [1; 2; 3].
Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимала умы еще древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века. А в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация» [1; 4; 5].
В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся проблемой профессиональной деформации личности, можно назвать В. В. Бойко, Р. М. Грановскую, А. А. Крылова, Е. С. Кузьмина, В. Е. Орла, Е. И. Рогова, Д. Г. Трунова [6; 7; 8; 9].
Особенно актуально выделить компоненты профессиональной деформации уже на этапе получения профессии, чтобы иметь возможность провести превентивные мероприятия [10; 11; 12].
Цель исследования— эмпирически изучить особенности профессиональной деформации курсантов, а также создать структуру психологической профилактики данного феномена через поиск коррелятов.