Дата публикации: 01.07.2023

Особенности профессиональной деформации личности курсантов в процессе обучения в вузе

Аннотация

В статье раскрыты особенности профессиональной деформации личности курсантов в процессе их обучения в военном вузе. Основными факторами, оказывающими существенное влияние на профессиональную деформацию курсантов, являются особенности самоактуализации их в будущей профессии, а также уровни профессионального выгорания и удовлетворенности военно-профессиональной деятельностью. Установлено, что профессиональная деформация курсантов напрямую зависит от их креативности, спонтанности, аутосимпатии, контактности и гибкости в общении. Предложена программа профилактики профессиональной деформации курсантов.




Сегодня вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным и актуальным. Профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого и может наложить свой отпечаток на личность. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не всегда сопровождается совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Характер и условия труда в некоторых видах трудовой деятельности, а особенно в профессии военного, полицейского, оказывают влияние на психику. Неизбежны периоды стабилизации, появляется профессиональная усталость, возникают психологические барьеры, обедняется репертуар способов выполнения деятельности, утрачиваются профессиональные умения и навыки, снижается работоспособность [1; 2; 3].

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимала умы еще древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века. А в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация» [1; 4; 5].

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся проблемой профессиональной деформации личности, можно назвать В. В. Бойко, Р. М. Грановскую, А. А. Крылова, Е. С. Кузьмина, В. Е. Орла, Е. И. Рогова, Д. Г. Трунова [6; 7; 8; 9].

Особенно актуально выделить компоненты профессиональной деформации уже на этапе получения профессии, чтобы иметь возможность провести превентивные мероприятия [10; 11; 12].

Цель исследования— эмпирически изучить особенности профессиональной деформации курсантов, а также создать структуру психологической профилактики данного феномена через поиск коррелятов.

Список литературы

1. 1. Бодров В. А. Методологические и теоретические вопросы изучения проблем профессиональной пригодности субъекта труда / В. А. Бодров // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход. — Москва : ИП РАН, 2004. — С. 10–28.
2. 2. Воронин Р. М. Организационно-психологические аспекты профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы / Р. М. Воронин, В. И. Огородников, С. М. Воробьев // Человек: преступление и наказание. — 2020. — Т. 28, № 1. — С. 99–104. — D
3. 3. Гришина А. В. Проблема мотивации к обучению у студентов вуза: психологический аспект / А. В. Гришина, А. П. Маслиев // Осознание культуры — залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : материалы XXI Всерос. науч.-практ. конф.
4. 4. Гришина А. В. Профессиональная готовность будущих инженеров: умение, эмоциональное отношение и желание работать / А. В. Гришина, М. В. Косцова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психол
5. 5. Гришина А. В. Профессиональная перспектива студентов: компетентностный подход / А. В. Гришина, О. В. Рязанцева // Осознание культуры — залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. (Сева
6. 6. Гришина А. В. Специфика адаптации к военной службе у военнослужащих срочной и контрактной службы / А. В. Гришина, М. В. Косцова, А. В. Колесникова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов IV Междунар. симпозиума психоло
7. 7. Гришина А. В. Феномен профессиональной перспективы студентов: теоретический анализ / А. В. Гришина, О. В. Рязанцева // Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве : материалы Всерос. (национальной) науч.-практ. кон
8. 8. Косцова М. В. Особенности профессиональной рефлексии у студентов гуманитарного и технического профиля подготовки / М. В. Косцова // Современная гуманитаристика : коллективная монография / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Том Част
9. 9. Косцова М. В. Рефлексивность курсантов ЧВВМУ имени П. С. Нахимова как фактор самоэффективности личности / М. В. Косцова, К. А. Тихонова // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (М
10. 10. Косцова М. В. Факторы психологической готовности к действиям в экстремальных ситуациях у военнослужащих Росгвардии / М. В. Косцова, С. А. Федорова // Молодежь и системная модернизация страны : сб. науч. статей 7-й Междунар. науч. конф. студентов и мол
11. 11. Симакова Т. А. Психологические особенности репутационно-правовых рисков потенциального саморазрушения обучающихся в киберпространстве / Т. А. Симакова, Е. Е. Гаврина // Человек: преступление и наказание. — 2020. — Т. 28, № 4. — С. 630– 638. — DOI: 10.
12. 12. Федорова С. А. Анализ эффективности форм профориентационной работы с абитуриентами по направлению подготовки «Химическая технология» / С. А. Федорова, М. В. Косцова // Актуальные проблемы психологического знания. — 2023. — № 1 (62). — С. 174–186. — DO

Остальные статьи