Образовательный потенциал дисциплины «Воспитательная деятельность в современной школе»
Аннотация
Статья раскрывает образовательный потенциал дисциплины «Воспитательная деятельность в современной школе», которая реализуется в рамках направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» в ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского» кафедрой педагогики. Авторы подробно описывают, какие навыки и компетенции можно развить через практические занятия данной дисциплины, и приводят пошаговую инструкцию по их реализации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 252-261 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_252 |
Осознание важности воспитания подрастающего поколения подтверждено результатами многочисленных исследований в России и за рубежом. Так, например, в исследовании, проведенном Р. Инглхартом, отмечается, что «приоритет ценности в западном мире уже переходит от материализма к постматериализму, люди больше обращают внимание на чувство принадлежности, самовыражение и жизненное качество» [14, с. 66].
Вопросы воспитания широко рассматриваются в работах теоретиков и практиков образования. М. Смит высказывал следующую точку зрения о современных программах воспитания: программы «должны быть сосредоточены на формировании конкретных универсальных ценностей, таких как забота, равенство, свобода, благородство, трудолюбие, честность, доброта и уважение» [15, с. 16–20]. В. Беннетт писал, что «с точки зрения воспитательной деятельности, создавать или восстанавливать основные ценности и культивировать традиционные добродетели актуально» [13, с. 2–3].
Необходимо отметить, что для отечественной системы образования всегда была характерна «воспитывающая» парадигма, которая вновь выходит на первый план после незначительного временного отрезка, главной целью образования для которого выступала «знаниевая» парадигма.
Воспитанию в современной школе посвящены работы П. В. Степанова, Н. Л. Селивановой, В. В. Круглова, И. В. Степановой, И. С. Парфеновой, И. Ю. Шустовой, Е. О. Черкашина, М. Р. Мирошкиной, Т. Н. Тихоновой, Е. Ф. Добровольской, И. Н. Поповой [2; 3; 6; 10].
В ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приводится следующее определение воспитания: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности… создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…» [11]. Сегодня мало кто будет спорить с тем, что главным действующим лицом внесемейного, общественного, воспитания является педагог, то есть тот специалист, который непосредственно работает с детьми в системе образования, культуры, спорта, в детских общественных организациях, тот, кто, собственно, осуществляет воспитательную деятельность [10].