Дата публикации: 01.07.2023

Роль дополнительного профессионального образования в профессиональном развитии преподавателя

Аннотация

В статье указывается, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) играет важную роль в совершенствовании профессиональной компетентности преподавателя. Рассматриваются различные виды, формы и методы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по программам ДПО. Отмечается, что участие педагогов в научных конференциях по вопросам повышения качества образования и дистанционное обучение в формате чат-занятий являются эффективными формами повышения квалификации преподавателей на современном этапе. Подчеркивается, что стратегия современного ДПО должна строиться с учетом реализации новых, современных возможностей, направленных на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.




Рано или поздно в жизни каждого специалиста наступает момент, когда имеющиеся знания и навыки оказываются недостаточными. Однажды полученные знания неизбежно устаревают. Чтобы получить желаемую должность или не потерять уже имеющуюся, приходится повышать квалификацию, получать дополнительное профессиональное образование (далее ДПО).

Обозначенная проблема профессионального развития педагога требует понимания тех противоречий, которые необходимо разрешать педагогическому сообществу, учитывая меняющиеся реалии современного мира в области технологий и научного прогресса. Появление новых подходов к обучению, современный объем знаний обучающихся требуют постоянного развития педагога и свидетельствуют о том, что все это является необходимой частью профессиональной деятельности преподавателя.

В этой связи необходимо отметить, что проблема профессионального развития преподавателя зависит не только от его теоретической подкованности в предметной области и знания нормативно-правовой базы в системе образования, но и от пересмотра всей своей практической научно-образовательной деятельности.

Одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога является личность самого преподавателя, которая направлена на его потребность в научном росте, в развитии своей педагогической деятельности, при этом преподавателю необходимо избегать шаблонных приемов, формального стиля работы, связанного со стереотипным мышлением [3, с. 52–57].

Высший уровень, на котором происходит профессиональное развитие педагога, — это «уровень его творческого саморазвития, когда он выступает как субъект этого развития, прежде всего профессионального» [10, с. 80]. Достигая наивысшего профессионального уровня, педагог становится профессионалом своего дела, когда главным его качеством является профессионализм, который проявляется через профессиональную компетентность. Знание предметной области, психологические установки, практические навыки в области педагогики, личностные качества и многие другие характеристики, связанные с деятельностью преподавателя, характеризуют его профессиональную компетентность. Для достижения преподавателем высокого профессионального уровня компетентности ему необходимо не формальное, а практико-ориентированное непрерывное повышение квалификации, законодательно предусмотренное программами ДПО в Российской Федерации [2, с. 135–146].

Список литературы

1. 1. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 119–129. — DOI: 1
2. 2. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146. — DOI: 10.51944/ 2073-8498_2021_1-2_135
3. 3. Алёхин И. А. Феномен педагогической культуры кафедрального коллектива / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 1 (57). — С. 52–57.
4. 4. Алёхин И. А. Воспитание и обучение в военном вузе с помощью ресурсов информационно-образовательной среды / И. А. Алёхин, И. В. Тренин // Мир образования — образование в мире. — 2018. — № 3 (71). — С. 151–163.
5. 5. Коблева А. Л. Роль системы дополнительного профессионального образования в развитии профессиональной компетентности педагога с учетом требований профессионального стандарта педагога / А. Л. Коблева // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 4. —
6. 6. Ларина Т. В. Повышение методического мастерства и научного потенциала преподавателей как фактор обеспечения качества образования / Т. В. Ларина // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности : материалы XI Междуна
7. 7. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва, 2022. — 34 с.
8. 8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> base.garant.ru/182563/?ysclid=loy6shx0ds675748501 (дата обращения: 10.09.2023).
9. 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — UR
10. 10. Сластенин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 2. — С. 76–90. — EDN PGXXTD
11. 11. Толстобоков О. Н. Современные методы и технологии дистанционного обучения : монография / О. Н. Толстобоков. — Москва : Мир науки, 2020. — Сетевое издание. — URL: <a href="https://izdmn.com/PDF/37MNNPM20.pdf" target="_blank">https://izdmn.com/PDF/37MNNPM20.pdf</a> (дата обращения: 21.09.2023).

Остальные статьи