К проблеме оценивания достижений личностных результатов в системе цифрового воспитания
Аннотация
В статье предложена система оценивания достижения личностных результатов в системе цифрового воспитания. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обоснованы показатели сформированности цифровых компетенций. Коротко представлен опыт апробации предложенной критериальной системы в ФГКОУ «Московский кадетский корпус “Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации”».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 237-244 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_237 |
Сегодня, когда цифровая реальность осознана и как принципиально новая сфера воспитания, в фундаментальной педагогике, очевидно, назрела необходимость терминологического обоснования понятия «цифровое воспитание». Цифровое воспитание — область, которая ставит перед педагогическим сообществом ряд вопросов, не свойственных традиционной педагогике. На первый план здесь выходят проблемы цифровой идентичности, цифровой социализации, кибербезопасности, здоровьесбережения [10, с. 146]. Проблема цифрового воспитания приобретает широкое распространение в педагогической среде, но понятие «цифровое воспитание» при этом не имеет четких границ. Они должны быть заданы методологическими принципами самого процесса цифрового воспитания, разработка которых уже начата и осуществляется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и с опорой на положения Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Очевидно, что содержание цифрового воспитания в полной мере соответствует требованиям к процессу воспитания, изложенным в Законе об образовании. Сразу стоит остановиться на мысли, все чаще звучащей в педагогической среде: цифровое образование и воспитание предполагают далеко не только внедрение в обучение цифровых технологий. Цифровые технологии не должны становиться самоцелью. Их введение и использование должно коррелировать с целями и базовыми ценностями образования и воспитания, исходить из них. Ключевая задача в деле создания цифровой воспитательной системы — выявление и разработка аксиологических оснований феномена воспитания в эпоху цифровизации [2, с. 127– 128]. И здесь одним из самых непростых вопросов является вопрос об оценивании результатов цифрового воспитания, личностных результатов [5, с. 41]. Поиск и систематизация критериев оценки существенно затруднены тем, что вообще сложно оценить личностные результаты, так как они имеют отсроченный характер и являются показателями сформированности духовно-ценностной сферы человека, а именно эта область наиболее трудно поддается критериальному оцениванию [12; 13]. Проблема оценки результатов воспитания продолжает вызывать закономерные вопросы: возможно и правомерно ли стандартизировать результаты воспитания; должна ли быть разработана модель «воспитанного» выпускника; оправданно ли выделить в «портрете выпускника», представленном в федеральном государственном образовательном стандарте, параметры, по которым будет возможно «измерить» результаты воспитания; как оценить степень сформированности личностных результатов, чтобы быть уверенным в том, что требования стандарта выполнены? Традиционная педагогика считает, что ребенок — это не объект воспитания, а субъект [4]. Восприятие личности как объекта воспитания привело бы к ошибке — попыткам моделирования личности, что неизбежно встретило бы сопротивление жизни. Так, Е. В. Бондаревская, один из авторов теории и практики личностно ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, нравственного человека и человека культуры, считала центральным субъектом личностно ориентированного воспитательного процесса именно ребенка [3]. Ясно, что при подобном подходе результатом воспитания является не модель, а личность, ориентированная на духовные ценности мировой культуры, нацеленная на нравственную саморегуляцию в изменяющихся социокультурных условиях. Г. К. Селевко, академик Международной академии наук педагогического образования, разработал концепции самовоспитания школьников и гуманно-личностно ориентированного подхода к обучающимся, в рамках которых главной целью считается воспитание инициативного гражданина, самостоятельного культурного человека, семьянина, профессионала, способного и готового к самосовершенствованию [11].
Таким образом, мы видим, что процесс воспитания направлен на формирование личности, в проекции самого процесса — личностных результатов, которые в стандарте охарактеризованы как готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций. Целевые ориентиры обучения, воспитания и развития обучающихся, представляющие собой характеристики личности, задает стандарт. Личностные результаты в соответствии с ним требуют:
— освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды [8];
— приобретения обучающимися способности к взаимодействию в условиях открытости к опыту и знаниям других;