Дата публикации: 01.07.2023

К проблеме оценивания достижений личностных результатов в системе цифрового воспитания

Аннотация

В статье предложена система оценивания достижения личностных результатов в системе цифрового воспитания. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обоснованы показатели сформированности цифровых компетенций. Коротко представлен опыт апробации предложенной критериальной системы в ФГКОУ «Московский кадетский корпус “Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации”».




Сегодня, когда цифровая реальность осознана и как принципиально новая сфера воспитания, в фундаментальной педагогике, очевидно, назрела необходимость терминологического обоснования понятия «цифровое воспитание». Цифровое воспитание — область, которая ставит перед педагогическим сообществом ряд вопросов, не свойственных традиционной педагогике. На первый план здесь выходят проблемы цифровой идентичности, цифровой социализации, кибербезопасности, здоровьесбережения [10, с. 146]. Проблема цифрового воспитания приобретает широкое распространение в педагогической среде, но понятие  «цифровое воспитание» при этом не имеет четких границ. Они должны быть заданы методологическими принципами самого процесса цифрового воспитания, разработка которых уже начата и осуществляется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и с опорой на положения Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что воспитание — это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Очевидно, что содержание цифрового воспитания в полной мере соответствует требованиям к процессу воспитания, изложенным в Законе об образовании. Сразу стоит остановиться на мысли, все чаще звучащей в педагогической среде: цифровое образование и воспитание предполагают далеко не только внедрение в обучение цифровых технологий. Цифровые технологии не должны становиться самоцелью. Их введение и использование должно коррелировать с целями и базовыми ценностями образования и воспитания, исходить из них. Ключевая задача в деле создания цифровой воспитательной системы — выявление и разработка аксиологических оснований феномена воспитания в эпоху цифровизации [2, с. 127– 128]. И здесь одним из самых непростых вопросов является вопрос об оценивании результатов цифрового воспитания, личностных результатов [5, с. 41]. Поиск и систематизация критериев оценки существенно затруднены тем, что вообще сложно оценить личностные результаты, так как они имеют отсроченный характер и являются показателями сформированности духовно-ценностной сферы человека, а именно эта область наиболее трудно поддается критериальному оцениванию [12; 13]. Проблема оценки результатов воспитания продолжает вызывать закономерные вопросы: возможно и правомерно ли стандартизировать результаты воспитания; должна ли быть разработана модель «воспитанного» выпускника; оправданно ли выделить в «портрете выпускника», представленном в федеральном государственном образовательном стандарте, параметры, по которым будет возможно «измерить» результаты воспитания; как оценить степень сформированности личностных результатов, чтобы быть уверенным в том, что требования стандарта выполнены? Традиционная педагогика считает, что ребенок — это не объект воспитания, а субъект [4]. Восприятие личности как объекта воспитания привело бы к ошибке — попыткам моделирования личности, что неизбежно встретило бы сопротивление жизни. Так, Е. В. Бондаревская, один из авторов теории и практики личностно ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, нравственного человека и человека культуры, считала центральным субъектом личностно ориентированного воспитательного процесса именно ребенка [3]. Ясно, что при подобном подходе результатом воспитания является не модель, а личность, ориентированная на духовные ценности мировой культуры, нацеленная на нравственную саморегуляцию в изменяющихся социокультурных условиях. Г. К. Селевко, академик Международной академии наук педагогического образования, разработал концепции самовоспитания школьников и гуманно-личностно ориентированного подхода к обучающимся, в рамках которых главной целью считается воспитание инициативного гражданина, самостоятельного культурного человека, семьянина, профессионала, способного и готового к самосовершенствованию [11].

Таким образом, мы видим, что процесс воспитания направлен на формирование личности, в проекции самого процесса — личностных результатов, которые в стандарте охарактеризованы как готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций. Целевые ориентиры обучения, воспитания и развития обучающихся, представляющие собой характеристики личности, задает стандарт. Личностные результаты в соответствии с ним требуют:

— освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды [8];

— приобретения обучающимися способности к взаимодействию в условиях открытости к опыту и знаниям других;

Список литературы

1. Traditsii i innovatsii grazhdanskogo vospitaniya v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve: sb. materialov Mezhdunar. nauch. -prakt. konf. (Moskva, 17–18 sentyabrya 2020 g.) / pod nauch. -metod. ruk. L. Yu. Maksimovoi. — Moskva: Novyi format, 2020.
2. 14. Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17–18 сентября 2020 г.) / под науч.-метод. рук. Л. Ю. Максимовой. — Москва: Новый формат, 2020.
3. Soldatova G. U. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova, T. A. Nestik. — Moskva: Smysl, 2017.
4. 13. Солдатова Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. — Москва: Смысл, 2017.
5. Soldatova G. U. Tsifrovaya sotsializatsiya v kul’turno-istoricheskoi paradigme: izmenyayushchiisya rebenok v izmenyayushchemsya mire / G. U. Soldatova // Sotsial’naya psikhologiya i obshchestvo. — 2018. — T. 9, № 3. — S. 71–80.
6. 12. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 71–80.
7. Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologii: v 2 t.: ucheb.-metod. posobie / G. K. Selevko. — Moskva: Shkol’nye tekhnologii, 2019.
8. 11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т.: учеб.-метод. пособие / Г. К. Селевко. — Москва: Школьные технологии, 2019.
9. Psikhologicheskie usloviya razvitiya poznavatel’noi samostoyatel’nosti obuchayushchikhsya na osnove interaktivnykh didakticheskikh tekhnologii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov, A. V. Denikin, A. D. Lazukin // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. —
10. 10. Психологические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся на основе интерактивных дидактических технологий / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов, А. В. Деникин, А. Д. Лазукин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С
11. Maksimova L. Yu. Osnovy formirovaniya grazhdanskoi identichnosti podrostkov v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya / L. Yu. Maksimova // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh: teoreticheskie i prakticheskie problemy psikhologii i pedagogik
12. 9. Максимова Л. Ю. Основы формирования гражданской идентичности подростков в условиях цифровизации образования / Л. Ю. Максимова // Новое в психологопедагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. — 2020. — № 2
13. Maksimova L. Yu. Monitoring formirovaniya grazhdanskoi identichnosti shkol’nikov kak nauchno-prakticheskaya problema / L. Yu. Maksimova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 3 (83). — S. 12–24. — DOI: 10.51944/2073-8536_2021_3_12
14. 8. Максимова Л.Ю.Мониторинг формирования гражданской идентичности школьников как научно-практическая проблема / Л. Ю. Максимова // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 3 (83). — С. 12–24. — DOI: 10.51944/2073-8536_2021_3_12
15. Maksimova L. Yu. Problema otsenki effektivnosti grazhdanskogo vospitaniya v Pansione vospitannits Ministerstva oborony RF / L. Yu. Maksimova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2019. — № 3 (75). — S. 214–219.
16. 7. Максимова Л. Ю. Проблема оценки эффективности гражданского воспитания в Пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ / Л. Ю. Максимова // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 214–219.
17. Maksimova L. Yu. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya grazhdanskoi identichnosti obuchayushchikhsya obshcheobrazovatel’nykh organizatsii Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii: dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01 / L. Yu. Maksimova. — Moskva, 2021.
18. 6. Максимова Л. Ю. Педагогическая система формирования гражданской идентичности обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Максимова. — Москва, 2021.
19. Makarova I. A. Vospitanie v epokhu tsifrovizatsii / I. A. Makarova // Izvestiya VGPU. Pedagogicheskie nauki. — 2021. — № 1 (154). — S. 41–46.
20. 5. Макарова И. А. Воспитание в эпоху цифровизации / И. А. Макарова // Известия ВГПУ. Педагогические науки. — 2021. — № 1 (154). — С. 41–46.
21. Dubrovina I. V. Psikhologicheskie problemy vospitaniya detei i shkol’nikov v usloviyakh informatsionnogo obshchestva / I. V. Dubrovina // Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal. — 2018. — № 1 (29). — S. 6–16.
22. 4. Дубровина И. В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества / И. В. Дубровина // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 1 (29). — С. 6–16.
23. Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya : monografiya / E.V.Bondarevskaya. — Rostov-na-Donu : Izd-vo Rostovskogo pedagogicheskogo un-ta, 2000.
24. 3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического ун-та, 2000.
25. Alekhin I. A. Ispol’zovanie metodiki kontrol’no-izmeritel’nykh materialov i metoda ekspertnykh otsenok v issledovanii formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya u inostrannykh kursantov / I. A. Alekhin, I. S. Izmailova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire
26. 2. Алёхин И. А. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 202
27. Aleksashina I. Yu. Formirovanie i otsenka funktsional’noi gramotnosti uchashchikhsya: ucheb. -metod. posobie / I. Yu. Aleksashina, O. A. Abdulaeva, Yu. P. Kiselev. — SanktPeterburg : Karo, 2019.
28. 1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учеб.-метод. пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев. — Санкт-Петербург: Каро, 2019.

Остальные статьи