Дата публикации: 01.07.2023

Изучение готовности старшеклассников к выбору военной специальности: параметральные характеристики и диагностический инструментарий

Аннотация

Parametric Characteristics and Diagnostic Tools В статье актуализируется проблема подготовки старшеклассников к выбору военной специальности в условиях современной политической ситуации; раскрываются семиотический и технический аспекты диагностики, конкретизируются компоненты, показатели и критерии оценки исследуемого феномена.




Введение

Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации на основании опыта проведения специальной военной операции является необходимой мерой для обеспечения безопасности страны и ее интересов. Конфликт на Украине стал серьезным испытанием для российской армии и выявил ряд недостатков в ее организации и вооружении. Стремительное развитие информационных технологий и робототехники, активное применение противником беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия привело к изменению привычной тактики ведения боевых действий. Объективная реальность современной войны диктует новые требования к уровню подготовки военных специалистов.

Успешность выполнения будущими офицерами служебно-боевых (оперативно-служебных) задач напрямую зависит от уровня их профессиональной подготовки, психологической готовности к выполнению обязанностей военной службы и управлению подразделением в различных условиях обстановки и во многом предопределяется ориентацией на получение профессии военнослужащего в школьные годы. Довузовская подготовка к осознанному и аргументированному профессиональному выбору позволит старшеклассникам сформировать базу первоначальных знаний о профессиональной деятельности военнослужащего, развить значимые для прохождения военной службы свойства и качества личности. Работа в данном направлении должна осуществляться комплексно, с привлечением военных образовательных организаций и социальных партнеров, деятельность которых связана с подготовкой граждан к военной службе. Использование в образовательном процессе ресурсов образовательных и общественных организаций позволит более эффективно формировать готовность старшеклассника к выбору военной специальности.

Изложение основного материала статьи

Готовность к выбору военной профессии рассматривается современными исследователями с разных позиций и не имеет единого толкования, что приводит к необходимости уточнения данного термина в контексте решения конкретных исследовательских задач. Разделяя общие тенденции относительно сущностных характеристик готовности к выбору профессии военнослужащего, мы рассматриваем данный феномен как интегративное личностное образование, проявляющееся в наличии устойчивых интересов и потребностей в выборе военной специальности; в осознанном отношении к пониманию специфики и функций военной службы; в освоении способов действий с макетами вооружения и снаряжения военнослужащего; в адекватной оценке собственных возможностей освоения военной специальности; в сформированности личностных качеств, способствующих успешности решения задач будущей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. 1. Битинас Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л. Н. Катаева // Педагогика. — 1993. — № 2. — C. 10–15.
2. 2. Караяни А. Г. Прикладная военная психология / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 369 с.
3. 3. Кеттелл Р. Б. 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Методика многофакторный опросник Кэттелла / Тест Кеттела 187 вопросов / Опросник Кетела 16 pf) Форма А. [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://psycabi.net/testy/293-16-faktornyjlichnostnyj-op" target="_blank">https://psycabi.net/testy/293-16-faktornyjlichnostnyj-op</a>
4. 4. Маклаков А. Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛОАМ) [Электронный ресурс] / А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин. — URL: <a href="http://www.miu." target="_blank">http://www.miu.</a> by/kaf_new/mpp/101.pdf. (дата обращения: 15.06.2023).
5. 5. Овсянникова С. К. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе : учеб.-метод. пособие / С. К. Овсянникова. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. — 243 с.
6. 6. Петров В. П. Профессионально-личностный опросник (военно-профессиональная направленность) [Электронный ресурс] / В. П. Петров. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> mirtestoff.ru/util/index.php?f=6408 (дата обращения: 15.06.2023).
7. 7. Сборник нормативов по боевой, профессиональной служебной и физической подготовке войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: <a href="https://topuch.com/federalenoj-slujbi-vojsk-nacionalenoj-gvardii-rossijskojfeder/index.html" target="_blank">https://topuch.com/federalenoj-slujbi-vojsk-nacionalenoj-gvardii-rossijskojfeder/index.html</a> (д

Остальные статьи