Изучение готовности старшеклассников к выбору военной специальности: параметральные характеристики и диагностический инструментарий
Аннотация
Parametric Characteristics and Diagnostic Tools В статье актуализируется проблема подготовки старшеклассников к выбору военной специальности в условиях современной политической ситуации; раскрываются семиотический и технический аспекты диагностики, конкретизируются компоненты, показатели и критерии оценки исследуемого феномена.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 230-236 |
УДК | 331.54 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_230 |
Введение
Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации на основании опыта проведения специальной военной операции является необходимой мерой для обеспечения безопасности страны и ее интересов. Конфликт на Украине стал серьезным испытанием для российской армии и выявил ряд недостатков в ее организации и вооружении. Стремительное развитие информационных технологий и робототехники, активное применение противником беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия привело к изменению привычной тактики ведения боевых действий. Объективная реальность современной войны диктует новые требования к уровню подготовки военных специалистов.
Успешность выполнения будущими офицерами служебно-боевых (оперативно-служебных) задач напрямую зависит от уровня их профессиональной подготовки, психологической готовности к выполнению обязанностей военной службы и управлению подразделением в различных условиях обстановки и во многом предопределяется ориентацией на получение профессии военнослужащего в школьные годы. Довузовская подготовка к осознанному и аргументированному профессиональному выбору позволит старшеклассникам сформировать базу первоначальных знаний о профессиональной деятельности военнослужащего, развить значимые для прохождения военной службы свойства и качества личности. Работа в данном направлении должна осуществляться комплексно, с привлечением военных образовательных организаций и социальных партнеров, деятельность которых связана с подготовкой граждан к военной службе. Использование в образовательном процессе ресурсов образовательных и общественных организаций позволит более эффективно формировать готовность старшеклассника к выбору военной специальности.
Изложение основного материала статьи
Готовность к выбору военной профессии рассматривается современными исследователями с разных позиций и не имеет единого толкования, что приводит к необходимости уточнения данного термина в контексте решения конкретных исследовательских задач. Разделяя общие тенденции относительно сущностных характеристик готовности к выбору профессии военнослужащего, мы рассматриваем данный феномен как интегративное личностное образование, проявляющееся в наличии устойчивых интересов и потребностей в выборе военной специальности; в осознанном отношении к пониманию специфики и функций военной службы; в освоении способов действий с макетами вооружения и снаряжения военнослужащего; в адекватной оценке собственных возможностей освоения военной специальности; в сформированности личностных качеств, способствующих успешности решения задач будущей профессиональной деятельности.