Искусственный интеллект в высшем образовании глазами студентов
Аннотация
В статье представлены результаты сравнительного анализа мнений современных студентов технических специальностей и студентов гуманитарных специальностей в отношении внедрения ресурсов искусственного интеллекта в образовательный процесс, а также при изучении высшей математики. Приведены результаты онлайн-опроса обучающихся, на основе которых сделаны выводы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 221-229 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_221 |
Искусственный интеллект (далее ИИ) постепенно получает возможность доступа к каждому элементу человеческой жизни, и сектор образования не остается в стороне. Проникновение ИИ изменило традиционные модели и методы обучения. Появляется все больше признаков того, что инновационное обучение с помощью ИИ содержит потенциал для улучшения качества обучения студентов. Суть в том, что использование ИИ на лекционных и практических занятиях в вузе может способствовать поддержанию интереса студентов к получению и мотивации к усвоению новых знаний.
Анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод, что в последние два-три года наблюдается всплеск интереса к использованию ИИ в высшем образовании. Так, Д. М. МонтеСеррат и С. Каттани [10] пишут, что ИИ связан с дебатами о его влиянии на волю: в то время как в исследованиях человеческому выбору помогает творческий ум, который оценивает контекст реальности, ИИ предлагает «готовые к использованию» элементы, большой объем и иногда вне контекста, отдавая предпочтение предвзятости в толковании и поощряя практику плагиата; Х. Хиа и Х. Ли [14] заявляют, что на фоне быстрого развития ИИ необходимо, чтобы преподаватели высших учебных заведений осознавали революционное влияние ИИ на развитие образования, укрепляли преподавание в высших учебных заведениях и изучали развитие новых педагогических навыков; А. Зентнер [16] приходит к выводу, что в целом инновации в высшем образовании необходимы для адаптации к меняющимся потребностям и ожиданиям студентов, а также для сохранения конкурентоспособности в быстро меняющемся мире. Также, продолжает А. Зентнер [16], учебные заведения, внедряющие инновации, могут создавать для своих студентов более привлекательный, эффективный и действенный опыт обучения; С. Чжоу [17] обращает наше внимание на то, что интеграция современных технологий в высшее образование на примере использования ИИ в качестве платформы персонализированного обучения может облегчить изучение различных предметов и др.
Отечественные авторы также активно изучают возможности ИИ для высшего образования. Так, например, группа ученых — Т. Макаров, К. Арсланов, Е. Кобчикова, Е. Опыхтина и С. Барабанова [8], — рассмотрев правовые основы использования ИИ в высшей школе, пришла к выводу, что нормативно-правовое регулирование ИИ в системе высшего образования на сегодняшний день находится на не очень высоком уровне, несмотря на использование в некоторых вузах действительно передовых технологий ИИ. Другая группа ученых — А. В. Медведев, Т. А. Головятенко и Л. С. Подымова [9] — пришла к выводу, что ИИ является необходимым инструментом для организации эффективного образовательного процесса, позволяющим применять интеллектуальные адаптивные платформы обучения, а также упрощать и совершенствовать различные процессы в высших учебных заведениях. Описывая перспективы использования возможностей ИИ в высшем образовании, Р. А. Амиров и У. М. Билалова [1] на основании проведенного исследования подытоживают, что эффективное внедрение ИИ позволит учесть индивидуальные способности и потребности студентов.
Мы рассмотрели достаточно большое количество исследований, но лишь единицы из них описывают мнение самого студента об использовании в процессе его образования возможностей ИИ. Например, Ю. В. Гаврилова, И. Е. Моторина и Т. Е. Павлова [3] провели анкетный опрос студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана и выявили социальные ожидания внедрения технологий ИИ в образование; А. Н. Пинчук и Д. А. Тихомиров [7] опрашивали московских студентов гуманитарных специальностей о взаимодействии человека и ИИ: анализ результатов свидетельствует об информированности опрошенных молодых людей о прорывных технологиях, при этом отношение к их активному освоению в профессиональных и повседневных практиках неоднозначное.
Чтобы узнать, что влияет на мнение студента об использовании в процессе его образования возможностей ИИ, какие возможные положительные изменения может принести ИИ и какие риски могут это сопровождать, мы провели опрос студентов технических и гуманитарных специальностей. Опрос проходил в феврале 2023 года.