Дата публикации: 01.07.2023

Искусственный интеллект в высшем образовании глазами студентов

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа мнений современных студентов технических специальностей и студентов гуманитарных специальностей в отношении внедрения ресурсов искусственного интеллекта в образовательный процесс, а также при изучении высшей математики. Приведены результаты онлайн-опроса обучающихся, на основе которых сделаны выводы.




Искусственный интеллект (далее ИИ) постепенно получает возможность доступа к каждому элементу человеческой жизни, и сектор образования не остается в стороне. Проникновение ИИ изменило традиционные модели и методы обучения. Появляется все больше признаков того, что инновационное обучение с помощью ИИ содержит потенциал для улучшения качества обучения студентов. Суть в том, что использование ИИ на лекционных и практических занятиях в вузе может способствовать поддержанию интереса студентов к получению и мотивации к усвоению новых знаний.

Анализ научных работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет сделать вывод, что в последние два-три года наблюдается всплеск интереса к использованию ИИ в высшем образовании. Так, Д. М. МонтеСеррат и С. Каттани [10] пишут, что ИИ связан с дебатами о его влиянии на волю: в то время как в исследованиях человеческому выбору помогает творческий ум, который оценивает контекст реальности, ИИ предлагает «готовые к использованию» элементы, большой объем и иногда вне контекста, отдавая предпочтение предвзятости в толковании и поощряя практику плагиата; Х. Хиа и Х. Ли [14] заявляют, что на фоне быстрого развития ИИ необходимо, чтобы преподаватели высших учебных заведений осознавали революционное влияние ИИ на развитие образования, укрепляли преподавание в высших учебных заведениях и изучали развитие новых педагогических навыков; А. Зентнер [16] приходит к выводу, что в целом инновации в высшем образовании необходимы для адаптации к меняющимся потребностям и ожиданиям студентов, а также для сохранения конкурентоспособности в быстро меняющемся мире. Также, продолжает А. Зентнер [16], учебные заведения, внедряющие инновации, могут создавать для своих студентов более привлекательный, эффективный и действенный опыт обучения; С. Чжоу [17] обращает наше внимание на то, что интеграция современных технологий в высшее образование на примере использования ИИ в качестве платформы персонализированного обучения может облегчить изучение различных предметов и др.

Отечественные авторы также активно изучают возможности ИИ для высшего образования. Так, например, группа ученых — Т. Макаров, К. Арсланов, Е. Кобчикова, Е. Опыхтина и С. Барабанова [8], — рассмотрев правовые основы использования ИИ в высшей школе, пришла к выводу, что нормативно-правовое регулирование ИИ в системе высшего образования на сегодняшний день находится на не очень высоком уровне, несмотря на использование в некоторых вузах действительно передовых технологий ИИ. Другая группа ученых — А. В. Медведев, Т. А. Головятенко и Л. С. Подымова [9] — пришла к выводу, что ИИ является необходимым инструментом для организации эффективного образовательного процесса, позволяющим применять интеллектуальные адаптивные платформы обучения, а также упрощать и совершенствовать различные процессы в высших учебных заведениях. Описывая перспективы использования возможностей ИИ в высшем образовании, Р. А. Амиров и У. М. Билалова [1] на основании проведенного исследования подытоживают, что эффективное внедрение ИИ позволит учесть индивидуальные способности и потребности студентов.

Мы рассмотрели достаточно большое количество исследований, но лишь единицы из них описывают мнение самого студента об использовании в процессе его образования возможностей ИИ. Например, Ю. В. Гаврилова, И. Е. Моторина и Т. Е. Павлова [3] провели анкетный опрос студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана и выявили социальные ожидания внедрения технологий ИИ в образование; А. Н. Пинчук и Д. А. Тихомиров [7] опрашивали московских студентов гуманитарных специальностей о взаимодействии человека и ИИ: анализ результатов свидетельствует об информированности опрошенных молодых людей о прорывных технологиях, при этом отношение к их активному освоению в профессиональных и повседневных практиках неоднозначное.

Чтобы узнать, что влияет на мнение студента об использовании в процессе его образования возможностей ИИ, какие возможные положительные изменения может принести ИИ и какие риски могут это сопровождать, мы провели опрос студентов технических и гуманитарных специальностей. Опрос проходил в феврале 2023 года.

Список литературы

1. 17. Zhou C. Integration of modern technologies in higher education on the example of artificial intelligence use / C. Zhou // Education and Information Technologies. — 2022. — Vol. 28 (1). — P. 1–18. — DOI: 10.1007/s10639-022-11309-9
2. 16. Zentner A. Applied Innovation: Artificial Intelligence in Higher Education / A. Zentner // SSRN Electronic Journal. — 2022. — DOI: 10.2139/ssrn.4314180
3. 15. Xie H. Discover learningpath for group users: A profile-based approach / H. Xie, D. Zou, F. L. Wang et al. // Neurocomputing. — 2017. — Vol. 254. — P. 59–70.
4. 14. Xia X. Artificial Intelligence for Higher Education Development and Teaching Skills / X. Xia, X. Li // Wireless Communications and Mobile Computing. — 2022. — DOI: 10.1155/2022/7614337
5. 13. Tang K. Y. Trends in artificial intelligence-supported e-learning: A systematic review and co-citation network analysis (1998–2019) / K. Y. Tang, C. Y. Chang, G. J. Hwang. — Interact. Learn. Environ, 2021. — P. 1–19.
6. 12. Sennar K. The artificial intelligence tutor — the current possibilities of smart virtual learning / K. Sennar // Emerj. — 2019.
7. 11. Orhani S. Artificial Intelligence in Teaching and Learning Mathematics / S. Orhani // Kosovo Educationai Research Journal. — 2021. — Vol. 2. — Р. 29–38.
8. 10. Monte-Serrat D. M. Artificial Intelligence and Scientific Research: Values at Stake in Education / D. M. Monte-Serrat, C. Cattani // In: Roumate, F. (eds) Artificial Intelligence in Higher Education and Scientific Research. Bridging Human and Machine:
9. 9. Medvedev A. V. The role of artificial intelligence in the modern higher education system / A. V. Medvedev, T. F. Golovatenko, L. S. Podymova // Higher education today. — 2022. — Vol. 3–4. — Р. 149–153. — DOI: 10.18137/RNU.HET.22.03-04.P.149
10. 8. Legal Aspects of Using Artificial Intelligence in Higher Education / T. Makarov, K. Arslanov, E. Kobchikova et al. // Lecture Notes in Networks and Systems. — 2022. — DOI: 10.1007/978-3-030-93904-5_29
11. Pinchuk A.N.O vzaimodeistvii cheloveka i iskusstvennogo intellekta: novaya sotsial’naya real’nost’ v predstavlenii moskovskikh studentov / A. N. Pinchuk, D. A. Tikhomirov // Znanie. Ponimanie. Umenie. — 2019. — № 3. — S. 85–97. — DOI: 10.17805/zpu.2019.3.
12. 7. Пинчук А. Н. О взаимодействии человека и искусственного интеллекта: новая социальная реальность в представлении московских студентов / А. Н. Пинчук, Д. А. Тихомиров // Знание. Понимание. Умение. — 2019.— №3.— С. 85–97.— DOI: 10.17805/zpu.2019.3.8
13. Garaev T. K. Sistema distantsionnogo obucheniya matematike na baze platformy BLACKBOARD / T. K. Garaev, P. A. Il’chenko // Zametki uchenogo. — 2021. — № 3–1. — S. 130–134.
14. 6. Гараев Т. К. Система дистанционного обучения математике на базе платформы BLACKBOARD / Т. К. Гараев, П. А. Ильченко // Заметки ученого. — 2021. — № 3–1. — С. 130–134.
15. Garaev T. K.Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v praktike smeshannogo obucheniya / T. K. Garaev, V. D. Uteev // Zametki uchenogo. — 2020. — № 9. — S. 135–138.
16. 5. Гараев Т. К. Информационно-коммуникационные технологии в практике смешанного обучения / Т. К. Гараев, В. Д. Утеев // Заметки ученого. — 2020. — № 9. — С. 135–138.
17. Garaev T. K. Osobennosti distantsionnogo obucheniya matematike v usloviyakh rasprostraneniya infektsii COVID-19 / T. K. Garaev, S. V. Babina // Zametki uchenogo. — 2020. — № 10. — S. 201–204.
18. 4. Гараев Т. К. Особенности дистанционного обучения математике в условиях распространения инфекции COVID-19 / Т. К. Гараев, С. В. Бабина // Заметки ученого. — 2020. — № 10. — С. 201–204.
19. Gavrilova Yu. V. Sotsial’nye ozhidaniya vnedreniya tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii (na materialakh anketnogo oprosa studentov MGTU im. N. E. Baumana) [Elektronnyi resurs] / Yu. V. Gavrilova, I. E. Motorina, T. E. Pavlova // Meditsina.
20. 3. Гаврилова Ю. В. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана) [Электронный ресурс] / Ю. В. Гаврилова, И. Е. Моторина, Т. Е. Павлова // Медицина. Социол
21. Apatova N. V. Vozmozhnosti iskusstvennogo intellekta v obuchenii vysshei matematike [Elektronnyi resurs] / N. V. Apatova, A. I. Gaponov, O. Yu. Smirnova // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogi
22. 2. Апатова Н. В. Возможности искусственного интеллекта в обучении высшей математике [Электронный ресурс] / Н. В. Апатова, А. И. Гапонов, О. Ю. Смирнова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И.Вернадского. Социология. Педагогика. П
23. Amirov R. A. Perspektivy vnedreniya tekhnologii iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / R. A. Amirov, U. M. Bilalova // Upravlencheskoe konsul’tirovanie. — 2020. — № 3 (135). — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a>
24. 1. Амиров Р. А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования [Электронный ресурс] / Р. А. Амиров, У. М. Билалова // Управленческое консультирование. — 2020. — № 3 (135). — URL: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/article/n/p

Остальные статьи