Роль групповой сплоченности в учебной деятельности студенческого коллектива
Аннотация
В статье рассматривается роль групповой сплоченности в учебной деятельности студенческого коллектива, где в сплоченной студенческой группе отмечается более высокий уровень самооценки обучающихся, более низкий уровень их тревожности, наблюдаются более доброжелательные отношения в коллективе, что в конечном итоге способствует эффективной учебной деятельности.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 03/2023 |
Страницы | 213-220 |
УДК | 37.015.3 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_3_213 |
Проблемы, связанные с изучением коллектива, его становлением и функционированием, традиционно рассматривались в рамках социальной, педагогической психологии, педагогики, социологии. В современной психолого-педагогической литературе, посвященной изучению феномена «коллектив», чаще всего употребляются два значения этого понятия. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В данном случае речь идет о качественных характеристиках малой группы: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.
В исследованиях групповой сплоченности в рамках педагогической и социальной психологии образования таких авторов, как В. А. Бодров [1], А. Л. Журавлев [4], Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник [8], А. А. Реан [10], А. С. Чернышев [14; 15] и других, показано, что значительную роль в сплочении группы и формировании ценностно ориентированного единства имеют личностные особенности, самооценка, уровень притязаний и социометрический статус, складывающиеся в процессе совместного обучения и деятельности членов группы.
Так как основной деятельностью студента колледжа является учебная и обучение происходит в групповом формате, то коллектив учащихся будет тем или иным образом влиять на успеваемость каждого из его членов. Как отмечают отечественные психологи, высокий уровень сплоченности группы повышает эффективность деятельности всего коллектива. В сплоченных группах меньше проблем в общении, недопонимания, напряженности, недоверия. Для таких высокоорганизованных малых групп характерна высокая производительность.
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы.
В конкретном студенческом коллективе проблема успешности обучения может также рассматриваться в качестве проблемы командной сплоченности; иными словами, данная проблема имеет прямое отношение к коллективной деятельности. В сплоченных группах ощутимо сильнее взаимодействие и сотрудничество между их участниками. Вместе с тем для некоторых участников группы может составлять проблему высокий уровень чувствительности к подчинению. Если участники группы не способны к выражению собственной точки зрения или же если они испытывают боязнь неполучения одобрения от прочих членов группы, результатом может стать утрата индивидуальности и чувства собственного достоинства. Группа может потерять преимущества, которые связаны с возникновением новых идей, утратить честность и открытость в общении [6].