Дата публикации: 01.07.2023

Роль групповой сплоченности в учебной деятельности студенческого коллектива

Аннотация

В статье рассматривается роль групповой сплоченности в учебной деятельности студенческого коллектива, где в сплоченной студенческой группе отмечается более высокий уровень самооценки обучающихся, более низкий уровень их тревожности, наблюдаются более доброжелательные отношения в коллективе, что в конечном итоге способствует эффективной учебной деятельности.




Проблемы, связанные с изучением коллектива, его становлением и функционированием, традиционно рассматривались в рамках социальной, педагогической психологии, педагогики, социологии. В современной психолого-педагогической литературе, посвященной изучению феномена «коллектив», чаще всего употребляются два значения этого понятия. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В данном случае речь идет о качественных характеристиках малой группы: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

В исследованиях групповой сплоченности в рамках педагогической и социальной психологии образования таких авторов, как В. А. Бодров [1], А. Л. Журавлев [4], Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник [8], А. А. Реан [10], А. С. Чернышев [14; 15] и других, показано, что значительную роль в сплочении группы и формировании ценностно ориентированного единства имеют личностные особенности, самооценка, уровень притязаний и социометрический статус, складывающиеся в процессе совместного обучения и деятельности членов группы.

Так как основной деятельностью студента колледжа является учебная и обучение происходит в групповом формате, то коллектив учащихся будет тем или иным образом влиять на успеваемость каждого из его членов. Как отмечают отечественные психологи, высокий уровень сплоченности группы повышает эффективность деятельности всего коллектива. В сплоченных группах меньше проблем в общении, недопонимания, напряженности, недоверия. Для таких высокоорганизованных малых групп характерна высокая производительность.

Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы.

В конкретном студенческом коллективе проблема успешности обучения может также рассматриваться в качестве проблемы командной сплоченности; иными словами, данная проблема имеет прямое отношение к коллективной деятельности. В сплоченных группах ощутимо сильнее взаимодействие и сотрудничество между их участниками. Вместе с тем для некоторых участников группы может составлять проблему высокий уровень чувствительности к подчинению. Если участники группы не способны к выражению собственной точки зрения или же если они испытывают боязнь неполучения одобрения от прочих членов группы, результатом может стать утрата индивидуальности и чувства собственного достоинства. Группа может потерять преимущества, которые связаны с возникновением новых идей, утратить честность и открытость в общении [6].

Список литературы

1. Chernyshev A. S. Parametricheskaya teoriya kollektiva: istoriya sozdaniya i tendentsii razvitiya [Elektronnyi resurs] / A. S. Chernyshev, S. V. Sarychev // Uch. zap.: elektron. nauchn. zhurn. Kursk. gos. un-ta. — 2009. — № 11. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a> //scientific-not
2. 15. Чернышев А. С. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев // Уч. зап.: электрон. научн. журн. Курск. гос. ун-та. — 2009. — № 11. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a> //scientific-notes/ ru/pdf/
3. Chernyshev A. S. Sotsial’no-psikhologicheskie osnovy organizovannosti kollektiva / A. S. Chernyshev, A. S. Krikunov. — Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1991. — 164 s.
4. 14. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива / А. С. Чернышев, А. С. Крикунов. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1991. — 164 с.
5. Khokhlova V. V. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie v informatsionnom obshchestve : monografiya [Elektronnyi resurs] / V. V. Khokhlova. — Saratov : Vuzovskoe obrazovanie, 2014. — 238 c. — URL: <a href="http://www.iprbookshop.ru/21550.html." target="_blank">http://www.iprbookshop.ru/21550.html.</a> — EBS «IPRbooks» (data obrash
6. 13. Хохлова В. В. Педагогическое взаимодействие в информационном обществе : монография [Электронный ресурс] / В. В. Хохлова. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 238 c. — URL: <a href="http://www.iprbookshop.ru/21550.html." target="_blank">http://www.iprbookshop.ru/21550.html.</a> — ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 15
7. Fokina I. V. Psikhologicheskii portret studenta s nizkim sotsiometricheskim statusom v uchebnoi gruppe / I. V. Fokina, O. K. Sokolovskaya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 3 (15). — S. 127–131.
8. 12. Фокина И. В. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе / И. В. Фокина, О. К. Соколовская // Перспективы науки и образования. — 2015. — № 3 (15). — С. 127–131.
9. Tarasova O. A. Gendernye stereotipy sovremennoi studencheskoi molodezhi (regional’nyi aspekt): dis. …. kand. sotsiol. nauk: 22.00.04 / O. A. Tarasova; Bashkir. gos. un-t. — Ufa: [b. i.], 2014. — 173 s.
10. 11. Тарасова О. А. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи (региональный аспект): дис. …. канд. социол. наук: 22.00.04 / О. А. Тарасова ; Башкир. гос. ун-т. — Уфа: [б. и.], 2014. — 173 с.
11. Rean A. A. Psikhologiya podrostka : uchebnik / pod red. chlena-korrespondenta RAO A. A. Reana. — Sankt-Peterburg: Praim-Evroznak, 2003. — 480 s.
12. 10. Реан А. А. Психология подростка: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2003. — 480 с.
13. Rasskazova A. L. Sotsiometricheskii metod issledovaniya maloi gruppy : ucheb.-metod. posobie [Elektronnyi resurs] / A. L. Rasskazova. — Moskva: MAAN, 2009. — 24 s. — URL: <a href="http://davaiknam/ru/" target="_blank">http://davaiknam/ru/</a> text/rasskazova-a-l-sociometricheskij-metod-issledovaniya-maloj
14. 9. Рассказова А. Л. Социометрический метод исследования малой группы: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / А. Л. Рассказова. — Москва: МААН, 2009. — 24 с. — URL: <a href="http://davaiknam/ru/" target="_blank">http://davaiknam/ru/</a> text/rasskazova-a-l-sociometricheskij-metodissledovaniya-maloj-gr
15. Nemov R. S. Put’ k kollektivu: Kniga dlya uchitelei o psikhologii uchenicheskogo kollektiva / R. S. Nemov, A. G. Kirpichnik. — Moskva : Pedagogika, 1988. — 144 s.
16. 8. Немов Р. С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. — Москва: Педагогика, 1988. — 144 с.
17. Lapteva N. V. Sotsial’naya psikhologiya / N.V.Lapteva. — Taiga : TTZhT, 2010. — 124 s.
18. 7. Лаптева Н. В. Социальная психология / Н. В. Лаптева. — Тайга: ТТЖТ, 2010. — 124 с.
19. Kulagina I. Yu. Vozrastnaya psikhologiya: Polnyi zhiznennyi tsikl razvitiya cheloveka: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenii / I. Yu. Kulagina, V. N. Kolyutskii. — Moskva: TTs Sfera, 2004. — 464 s.
20. 6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — Москва: ТЦ Сфера, 2004. — 464 с.
21. Kovalenko V. I. Vzaimosvyaz’ uspeshnosti uchebnoi deyatel’nosti s urovnem gruppovoi splochennosti studentov kolledzha / V. I. Kovalenko // Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. — 2016. — № 2 (57). — S. 270–273.
22. 5. Коваленко В. И. Взаимосвязь успешности учебной деятельности с уровнем групповой сплоченности студентов колледжа / В. И. Коваленко // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 270–273.
23. Zhuravlev A. L. Kollektivnyi sub»ekt: osnovnye priznaki, urovni i psikhologicheskie tipy / A. L. Zhuravlev // Psikhologicheskii zhurnal. — 2009. — T. 20, № 5. — S. 72–80.
24. 4. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы / А. Л. Журавлев // Психологический журнал. — 2009. — Т. 20, № 5. — С. 72–80.
25. Gruzdeva A. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kollektiva pervokursnikov v pedagogicheskom kolledzhe [Elektronnyi resurs] / A. V. Gruzdeva, A. E. Dzarakhokhova // Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki : elektronnyi sbor
26. 3. Груздева А. В. Педагогические условия формирования коллектива первокурсников в педагогическом колледже [Электронный ресурс] / А. В. Груздева, А. Э. Дзарахохова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электронный сборник статей
27. Glotochkin A. D. Metodika formirovaniya malykh grupp s uchetom mezhlichnostnykh i operatsional’nykh aspektov vzaimodeistviya operatorov / A. D. Glotochkin, G. V. Lozhkin, V. V. Spasennikov // Psikhologicheskii zhurnal. — 1986. — T. 7, № 1. — S. 22–27.
28. 2. Глоточкин А. Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов / А. Д. Глоточкин, Г. В. Ложкин, В. В. Спасенников // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7, № 1. — С. 22–27.
29. Bodrov V. A. Psikhologicheskie osobennosti professional’noi gruppy / V. A. Bodrov // Praktikum po differentsial’noi psikhodiagnostike professional’noi prigodnosti. — Moskva: PerSe, 2003. — S. 199–210.
30. 1. Бодров В. А. Психологические особенности профессиональной группы / В. А. Бодров // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. — Москва: PerSe, 2003. — С. 199–210.

Остальные статьи