Дата публикации: 01.07.2023

Роль групповой сплоченности в учебной деятельности студенческого коллектива

Аннотация

В статье рассматривается роль групповой сплоченности в учебной деятельности студенческого коллектива, где в сплоченной студенческой группе отмечается более высокий уровень самооценки обучающихся, более низкий уровень их тревожности, наблюдаются более доброжелательные отношения в коллективе, что в конечном итоге способствует эффективной учебной деятельности.




Проблемы, связанные с изучением коллектива, его становлением и функционированием, традиционно рассматривались в рамках социальной, педагогической психологии, педагогики, социологии. В современной психолого-педагогической литературе, посвященной изучению феномена «коллектив», чаще всего употребляются два значения этого понятия. Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В данном случае речь идет о качественных характеристиках малой группы: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д.

В исследованиях групповой сплоченности в рамках педагогической и социальной психологии образования таких авторов, как В. А. Бодров [1], А. Л. Журавлев [4], Р. С. Немов и А. Г. Кирпичник [8], А. А. Реан [10], А. С. Чернышев [14; 15] и других, показано, что значительную роль в сплочении группы и формировании ценностно ориентированного единства имеют личностные особенности, самооценка, уровень притязаний и социометрический статус, складывающиеся в процессе совместного обучения и деятельности членов группы.

Так как основной деятельностью студента колледжа является учебная и обучение происходит в групповом формате, то коллектив учащихся будет тем или иным образом влиять на успеваемость каждого из его членов. Как отмечают отечественные психологи, высокий уровень сплоченности группы повышает эффективность деятельности всего коллектива. В сплоченных группах меньше проблем в общении, недопонимания, напряженности, недоверия. Для таких высокоорганизованных малых групп характерна высокая производительность.

Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов ее работы.

В конкретном студенческом коллективе проблема успешности обучения может также рассматриваться в качестве проблемы командной сплоченности; иными словами, данная проблема имеет прямое отношение к коллективной деятельности. В сплоченных группах ощутимо сильнее взаимодействие и сотрудничество между их участниками. Вместе с тем для некоторых участников группы может составлять проблему высокий уровень чувствительности к подчинению. Если участники группы не способны к выражению собственной точки зрения или же если они испытывают боязнь неполучения одобрения от прочих членов группы, результатом может стать утрата индивидуальности и чувства собственного достоинства. Группа может потерять преимущества, которые связаны с возникновением новых идей, утратить честность и открытость в общении [6].

Список литературы

1. 1. Бодров В. А. Психологические особенности профессиональной группы / В. А. Бодров // Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. — Москва : PerSe, 2003. — С. 199–210.
2. 2. Глоточкин А. Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов / А. Д. Глоточкин, Г. В. Ложкин, В. В. Спасенников // Психологический журнал. — 1986. — Т. 7, № 1. — С. 22–27.
3. 3. Груздева А. В. Педагогические условия формирования коллектива первокурсников в педагогическом колледже [Электронный ресурс] / А. В. Груздева, А. Э. Дзарахохова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : электронный сборник стате
4. 4. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы / А. Л. Журавлев // Психологический журнал. — 2009. — Т. 20, № 5. — С. 72–80.
5. 5. Коваленко В. И. Взаимосвязь успешности учебной деятельности с уровнем групповой сплоченности студентов колледжа / В. И. Коваленко // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 270–273.
6. 6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — Москва : ТЦ Сфера, 2004. — 464 с.
7. 7. Лаптева Н. В. Социальная психология / Н. В. Лаптева. — Тайга : ТТЖТ, 2010. — 124 с.
8. 8. Немов Р. С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. — Москва : Педагогика, 1988. — 144 с.
9. 9. Рассказова А. Л. Социометрический метод исследования малой группы : учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / А. Л. Рассказова. — Москва : МААН, 2009. — 24 с. — URL: <a href="http://davaiknam/ru/" target="_blank">http://davaiknam/ru/</a> text/rasskazova-a-l-sociometricheskij-metodissledovaniya-maloj-
10. 10. Реан А. А. Психология подростка : учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А. А. Реана. — Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2003. — 480 с.
11. 11. Тарасова О. А. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи (региональный аспект) : дис. …. канд. социол. наук: 22.00.04 / О. А. Тарасова ; Башкир. гос. ун-т. — Уфа: [б. и.], 2014. — 173 с.
12. 12. Фокина И. В. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе / И. В. Фокина, О. К. Соколовская // Перспективы науки и образования. — 2015. — № 3 (15). — С. 127–131.
13. 13. Хохлова В. В. Педагогическое взаимодействие в информационном обществе : монография [Электронный ресурс] / В. В. Хохлова. — Саратов : Вузовское образование, 2014. — 238 c. — URL: <a href="http://www.iprbookshop.ru/21550.html." target="_blank">http://www.iprbookshop.ru/21550.html.</a> — ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 1
14. 14. Чернышев А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива / А. С. Чернышев, А. С. Крикунов. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1991. — 164 с.
15. 15. Чернышев А. С. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] / А. С. Чернышев, С. В. Сарычев // Уч. зап.: электрон. научн. журн. Курск. гос. ун-та. — 2009. — № 11. — URL: <a href="http" target="_blank">http</a> //scientific-notes/ ru/pdf/

Остальные статьи